Недавно прошедший телесериал «Страсти по Чапаю» на Первом канале судя по вопросам в мой адрес вызвал массовый интерес у сарапульцев. Более 90 лет отделяет нас от трагических событий Гражданской войны. Казалось бы, пришло время расставить все по своим местам, дать оценку и расставить приоритеты. Тем более, что перед современными кинохудожниками стояла непосильная задача – попытаться если не превзойти, то хотя бы сравняться с шедевром братьев Васильевых 1934 года и Борисом Бабочкиным в роли Василия Ивановича Чапаева. Говорят, что среди множества способов вывести на чистую воду вражеского лазутчика у советских контрразведчиков был такой: высыпали перед подозреваемым несколько картофелин и просили: «Покажи командира». Каждый советский человек в 30-е, 40-е, 50-е, 60-е годы знал, как в картошке найти командира. Настолько сильное влияние фильм оказал на несколько поколений.
К сожалению режиссеру сериала «Страсти по Чапаю» Сергею Щербину не удалось выйти из рамок шаблона современного кинематографа и, как и в других сериалах посвященных военным деятелям: Георгию Константиновичу Жукову, Александру Васильевичу Колчаку и др. зрителю предпочитают пересказывать подробности личной жизни в ущерб другим сюжетным линиям. Создается впечатление, что если у прототипа была счастливая семейная жизнь, он тут же перестает быть интересен современным режиссерам и продюсерам. Кроме этого, создатели сериала сэкономили на консультантах из-за чего многие события, даже реально происшедшие в жизни В.И. Чапаева, остались для зрителя не понятными. Тем более нельзя по этому произведению со столь богатым художественным вымыслом изучать историю России.
Первый и самый часто задаваемый вопрос связан с частым упоминанием в сериале города Сарапула. Нет, 25-ая дивизия и другие формирования под командованием В.И. Чапаева никогда не воевали под Сарапулом, ни за Сарапул. Дважды Сарапул брала другая дивизия Красной армии – 28-ая, под командованием красного латыша Владимира Мартиновича Азина (Вольдемара Азинса).
Фильм начинается с сюжета о строительства церкви, но рядом с храмом создатели сериала почему-то разметили трактир. Этого не могло быть. Законодательством Российской Империи было запрещено размещать питейные заведения вблизи религиозных учреждений.
Во время всего сериала герои и главные, и второго плана, и массовка постоянно крестятся. Видимо, создатели фильма хотели подчеркнуть религиозность российского общества. Но проблема в том, что в русской православной традиции мужчины крестятся сняв головной убор! Это воспитывалось и воспитывается с детства. Да, под артиллерийским огнем безусловно человек мог обратиться к Богу и перекреститься в чем есть, но и сама бомбардировка ситуация экстремальная, а не так как это показано в фильме, где крестятся сплошь и рядом.
Следующая проблема головных уборов – их снимают в помещении. Можете вспомнить «Собачье сердце» М.А. Булгакова или одноименную экранизацию, где профессор Преображенский замечательно сыгранный Е. Евстигнеевым воспитывает членов жилищного комитета – кто может остаться в шапке, а кто нет. Иначе, происходит как в одном из сюжетов программы «Познер» Первого канала, когда ведущий с гостем обсуждают отношение к религии и сходятся в том, что «я шапку в церкви всегда снимаю». Но это вопрос не отношения к религии, а вопрос воспитания и культуры. Да, большевики демонстрировали свое не уважение к религии и поэтому не снимали головных уборов в храме.
Начальник тыла чапаевской дивизии застрелился после того, как Чапай выгнал его из штаба в исподнем. Казалось бы, неужели настолько сильное унижение? Прошу прощения за подробности мужского гардероба, но мужские кальсоны выпускались русской промышленностью на завязках, позже на пуговицах или резинках. Даже если начальник тыла был в трофейном/импортном белье, но и там гульфики на кальсонах появились только в 20-е годы ХХ века. То есть выгнать мужчину в нижнем белье – все равно, что нагишом – «мужское достоинство» практически не прикрыто.
Один из мифов фильма «Чапаев» не вошедший в «Страсти по Чапаю», который безусловно помнит старшее поколение, связан с психической атакой: «Красиво идут! Интеллигенция!». Да, корниловцы ни когда не воевали в составе войск армии Колчака. Корниловцы воевали в Добровольческой армии на юге России. Но психическая атака была! И эта атака могла больше чем другой сюжет показать весь драматизм гражданской войны. Кроме того, именно психическая атака связывает Удмуртию с чапаевской дивизией: в психическую атаку против чапаевцев шли рабочие ижевского и воткинского заводов, объединенные в дивизию после того как Ижевско-Воткинское восстание было подавлено.
Создатели нового фильма сознательно или нет, но пропустили интернациональный момент Гражданской войны в России. Сюжет с гибелью Чапаева был заимствован из фильма братьев Васильевых, хотя еще в советские времена было известно, и ни от кого не скрывалось, что охрана комдива состояла из красных венгров, и после ранения в живот он, умирающий, был переправлен через реку Урал на плоту, где и был захоронен в прибрежном песке венграми-телохранителями.
Нам глубь веков уже видна
неразличимою деталью,
и лишь историку дана
возможность врать документально.
/И. Губерман/
А мог бы быть хороший фильм. Актуальный. Именно сейчас, когда ужас Гражданской войны пережитый нашей Родиной не должен быть забыт. И любой призыв к ней должен быть ледяным душем для сторонников революций любых мастей и правых, и левых.
Виктор Ерастов
Вице-Предводитель Удмуртского отделения Союза потомков Российского Дворянства -
Дворянского Собрания Удмуртии. Краевед.