Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

Навигация

Новости
партнёров

Архив новостей

Март 2024 (5)
Февраль 2024 (17)
Январь 2024 (20)
Декабрь 2023 (17)
Ноябрь 2023 (10)
Октябрь 2023 (16)


» Народная экскурсия на пожарную каланчу, или Для чего огнеборцам козел?
14-08-2012, 18:18 | История города | автор: VSYe
Народная экскурсия на пожарную каланчу, или Для чего огнеборцам козел?«А на самый верх каланчи забраться, слабо?» - спросила я себя, запрокидывая голову. И, желая поскорее увидеть город с высоты «девятиэтажки», ринулась героически преодолевать в потемках узенькие лестничные пролеты, чертыхаться от пыли, балансировать на крохотных ступеньках в туфлях на высоких каблуках. А когда все препятствия остались позади, и перед моим взором открылась роскошная смотровая площадка, воздуху вдруг стало тесно в груди. «Закричать от восторга?» - подумала я, сдерживая стук сердца. Но застеснялась. Как-никак – на экскурсии нахожусь. С другим любопытным народом.

Вместо преамбулы
«Народные экскурсии» пользуются у сарапульцев большой популярностью. Ну, скажите, в какой еще «точке на карте» вас ежемесячно, добросовестно, терпеливо и абсолютно бесплатно будут приобщать к истории города настоящие профи? Вот и я, получив от Виктора Сергеевича Ерастова, инициатора и организатора подобных экскурсий, приглашение «прогуляться на пожарную каланчу», сразу же согласилась. Пришла. Прогулялась. Культурно «просветилась». И теперь рекомендую всем: «Приходите. Не пожалеете!».
Это интересно:
Отрывочные сведения о том, как город боролся с пожарами до организации пожарного депо, имеются в записке сарапульского городничего Василия Дурова. В частности, он писал: «Штатной пожарной команды не состоит, а есть только два конюха по найму, получают оба жалованья 60 рублей серебром в год. Для тушения пожара собираются сами жители по составленному расписанию, заключающемуся в том, кто и с чем обязан являться на пожар в случае тревоги» (1852).


А теперь - обо всем по порядку.

Каланча пожарная, эксклюзивная


Народная экскурсия на пожарную каланчу, или Для чего огнеборцам козел?Пожарная каланча, та, что базируется на площади Свободы, в нашей республике – одна-единственная. Подобных архитектурных памятников на территории Урала немного.
История ее создания такова. Сарапульская Городская Дума была очень озабочена тем, что местные «огнеборцы» зачастую не могут справиться с тушением пожаров. Причин тому было несколько: малая численность и низкий профессионализм личного состава, примитивная техника, отсутствие материальной базы. Не радовала такая картина и российские власти. Известно, что в дореволюционной России службам пожарной охраны официально покровительствовала императорская фамилия.
И вот 14 декабря 1865г. распоряжением Министра внутренних дел России, Указом Вятского губернского правления за №11113 Сарапульской городской Думе было предписано вытребовать от полиции весь пожарный обоз, лошадей, фураж для них, пригласить брандмейстера с помощником, восемь конюхов. Словом, дать старт настоящему пожарному делу в Сарапуле. В 1881 году в городе было образовано вольное пожарное общество, куда входило 12 действительных и 35 почетных членов. Местных «огнеборцев» возглавил брандмейстер Нершов. «Кастинг» при наборе в его команду был жестким.
Через три года для пожарного обоза были закуплены 14 лошадей. Но так как настоящее пожарное дело без настоящего пожарного депо стартовать не могло, в1886 году Городская Дума приняла кардинальное решение: «Постройку пожарной каланчи для помещения пожарного обоза признать необходимой».

Это интересно:
Тендер на постройку, как сейчас принято говорить, выиграл пермский купец Драгунов. Всего за один год он выстроил на Базарной площади (с 1918-го года - Свободы) внушительных размеров пожарное депо со сторожевой башней. Постройка осуществлялась на пожертвования купцов, заводчиков, судовладельцев и простых граждан. И обошлась только городской казне в 19.688 рублей 04 копейки.
Большой вклад в противопожарное обеспечение города внес голова Сарапульской управы Петр Башенин, под руководством которого было начато строительство хозяйственно-противопожарного водоснабжения с установкой гидрантов.


Зачем «огнеборцам» козел?

В числе презабавных анекдотов, попавших в летопись местного пожаротушения, есть байка про козла, которого сарапульские пожарные держали на складе в качестве ночного сторожа. Хотя знаток сарапульской старины Виктор Ерастов утверждает, что история про козла-сторожа – не анекдот, а самая настоящая быль. Дескать, козел действительно, жил на складе, где хранился фураж для лошадей, и добросовестно отпугивал грызунов, которые разбегались от его мерзкого запаха.
Ну, а всех остальных, у кого с обонянием было не очень, отпугивал звук висящего на козлиной шее колокольчика.
Это интересно:
Лошадей, прикрепленных к пожарному депо, ежедневно тренировали. Поэтому по звону малого колокола (не путать с козлиным колокольчиком!) они мгновенно выскакивали из стойла, бежали в манеж и занимали места – каждая у «своей» телеги.


В школу не пойдем

Горожане привыкли, а гостей Сарапула приводит в восторг массивный объем здания, который имеет выраженную центрическую композицию. Апофеоз строения – пожарная вышка, состоящая из трех четвериков со смотровой площадкой.
Здание пожарной каланчи, поставленное на одной из высоких точек городского рельефа, хорошо просматривается практически со всех частей города. Как свидетельствуют исторические источники, «в советское время, после уничтожения всех колоколен Сарапула каланча оказалась важнейшей архитектурной вертикалью города.
Именно поэтому, помимо охранно-сторожевых функций, каланча была задействована в системе оповещения горожан.

Это интересно:
Как поведал нам историк, гуру местной археологии Николай Леонидович Решетников, на крыше каланчи еще в конце позапрошлого века был установлен флюгер, показывающий направление ветра. На верхушке башни зимой вывешивались разноцветные флаги, предупреждающие горожан, что на улице – сильный мороз. Так, красный флаг приказывал сидеть дома старшеклассникам, а синий – отменял занятия даже в ремесленных училищах!


Все флаги – в гости к нам!

Служила пожарная каланча для горожан и своеобразной «живой» газетой. С северной и южной сторон на ней были установлены кронштейны, на которых при подходе пароходов к городской пристани вывешивались квадратные знаки, указывающие любопытным сарапульцам, с какой стороны прибыло то или иное судно. В ночное время вместо квадратов вывешивались фонари. Поэтому город круглосуточно был в курсе всех новостей.

Это интересно:
В начале прошлого века Сарапул был разделен на четыре условные части. И когда при пожаре на башне начинал бить набатный колокол, горожане узнавали, где сегодня бушует пожар…по шарам, которые вывешивались на той же башне в «нужной» стороне.
Но лучше об этой процедуре оповещения нам расскажет поэт Самуил Яковлевич Маршак:
На площади Базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг-
На север,
На юг,
На запад,
На восток –
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара,
И три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.


Из любителей – в профессионалы

Народная экскурсия на пожарную каланчу, или Для чего огнеборцам козел?Первого профессионального, то бишь, дипломированного руководителя, сарапульская пожарная охрана получила в 1909-м году, когда ее возглавил брандмейстер Николай Самарин, выпускник Санкт-Петербургских курсов пожарных техников. Вскоре в одном из своих рапортов главный пожарный города уже жаловался начальству, что работать, как следует, его команде мешает главная российская беда – плохие дороги!
Не улучшилась ситуация и после революции и гражданской войны. В стране была разруха. «Пожарных» лошадей из депо забирали на «хозяйственные нужды», и «огнеборцы» таскали снаряжение на себе.
Прошло немало времени, прежде пожарный обоз был полностью восстановлен и доукомплектован. У него появились более совершенные насосы - ручные и с паровым приводом. А в 1935-м году в городе появился и первый пожарный автомобиль марки АМО-Ф-15.
Это интересно:
В 1937-м году для нужд пожарного депо было приобретено два автомобиля марки ПМГ-3. Одну из этих машин обслуживал боевой расчет из шести человек. Пожарная команда получила статус профессиональной, а затем была преобразована в отряд с соподчинением ведомственных пожарных команд.


Мой город – моя гордость
Чтобы рассказать обо всем, что нам удалось узнать в тот день в рамках «народной экскурсии», мне понадобится еще пара-тройка часов и, как минимум, два газетных разворота. Я еще, ни полслова, ни проронила о музее сарапульской пожарной охраны и о доблестных героях-«огнеборцах», имена которых вписаны в летопись пожарного депо.
Возможно, я напишу об этом в другом материале.
Сейчас для меня важно донести до каждого жителя нашего славного города простую и понятную истину: «Любовь к родине – большой или малой – начинается с исторической сопричастности к ее судьбе». Такая любовь близка только людям неравнодушным, людям с горячими сердцами. Нам только кажется, что наш славный, разрушающийся по кирпичику город проживет и без нас. Что однажды появится кто-то всесильный, щедрый и всем нам поможет, поможет сохранить для потомков его историю, сберечь уходящие в Лету памятники архитектуры. Это – заблуждение. Городу, в первую очередь, необходима наша с вами любовь.
И «народные экскурсии» помогают воскресить эту любовь – они помогают людям и городу заново обрести друг друга.

Юлия Надеждинская

Народная экскурсия на пожарную каланчу, или Для чего огнеборцам козел?

Комментарии (0) | Распечатать |

 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


 

» Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:*

 


Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


GISMETEO: Погода по г.Сарапул



Опрос
Я являюсь сторонником

Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РОДИНА"
Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ"
Политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы"
Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России
Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Нет такой партии



Показать все опросы

Облако тегов

Популярные
статьи
">
    ">

Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2005-2010 ОАО ИТК Трастинвест All Rights Reserved. Design by DLETemplates.com © 2008