Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0
О нас  |  Статистика  |  Обратная связь
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту
Регистрация на сайте
Авторизация

Навигация

Новости
партнёров

Архив новостей

Март 2024 (5)
Февраль 2024 (17)
Январь 2024 (20)
Декабрь 2023 (17)
Ноябрь 2023 (10)
Октябрь 2023 (16)


» Разговор по душам
15-07-2010, 12:54 | Деловой вестник | автор: VSYe
С Маргаритой Красильниковой, заместителем директора Сарапульского водоканала по экономическим вопросам, Почетным работником жилищно-коммунального хозяйства России и уникальной женщиной, мы встретились в канун праздника, чтобы вспомнить историю Сарапульского водоканала. Однако разговор вышел далеко за предполагаемые первоначально рамки, хотя начался с традиционного для такого интервью вопроса
Разговор по душам

- Маргарита Анатольевна, если я попрошу назвать самые яркие моменты Вашей 40-летней работы в водоканале, о чем Вы вспомните в первую очередь?
- Пожалуй, о тех четырех годах напряженной, почти без сна и отдыха работы, с 1989 по 1992, когда на базе Сарапульского водоканала в соответствии с приказом ТПО ЖКХ УАССР было создано Объединение Жилищно-Коммунального Хозяйства. Это было самое крупное в Удмуртии предприятие ЖКХ численностью 3500 человек (в г. Ижевске, кстати, такого вообще не было). В состав Объединения вошли все тепловые сети города, электрические сети, управление домами (тогда оно было одно на весь город), жилищно-коммунальные отделы радиозавода и «Элеконда», комбинат благоустройства со строительством и ремонтом дорог, отловом собак, спасательной станцией, теплично-парниковым хозяйством, гостиницей...
И у всего этого огромного Объединения был один расчетный счет, многоотраслевой финансовый план и один сложный баланс, который контролировался ТПО ЖКХ республики, а сводный баланс сдавался в Москву. Сейчас такое даже представить сложно...
- А Вы тогда, как и сейчас, были заместителем директора по экономическим вопросам, и основная тяжесть этой работы была на Ваших плечах. Не позавидуешь...
- Что было, то было... И не забывайте при этом, что компьютеризация только началась. Мы считали и проверяли почти все вручную - компьютерные программы даже еще не «пробовали». Так что работать приходилось и до трех утра, и без выходных. Помощи ждать было не от кого. Объединение было нововведением - мы были первопроходцами.
- А почему Объединение просуществовало всего четыре года? Оказалось нежизнеспособным?
- Свою роль сыграл чисто субъективный фактор: руководители предприятий, оставшись без расчетных счетов, постарались сделать все возможное, чтобы вернуть предприятия обратно в свои руки.
- Но, несмотря на все сложности, согласитесь, что был в том объединении большой плюс: экономия на управленческом аппарате. Один директор, главный инженер, главный бухгалтер...
- Согласна. Даже в то время экономия была значительной. Руководящий аппарат Объединения состоял всего из шести человек. А сегодня на каждый вид услуги, который входил в наше Объединение (тепловые сети, лифтовое хозяйство, ритуальные услуги, уборка и вывоз мусора, управление домом и группой домов и т. д.), - свой аппарат управления.
- А еще в Вашем ведении был один из самых больных на сегодня вопросов - тарифы ЖКХ. Как они тогда устанавливались?
- Мы рассчитывали планово-расчетные тарифы (сейчас они называются экономически обоснованными) по каждому предприятию, входящему в Объединение. Слова «субсидия» в то время в нашем ежедневном лексиконе не было, но тарифы для населения включали дотацию (государство брало на себя часть платы за жилищно-коммунальные услуги). Не было и инвестиционной составляющей - средства на развитие предприятий получали из бюджета.
- Хорошие были времена!
- Согласна, хорошие. И не только потому, что государство помогало предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Но еще и потому, что все тарифы были понятными для людей.
- А сегодня дело обстоит иначе?
- К сожалению, да. Например, сегодня расходы управляющих компаний никем не контролируются. Законодательство пока не обязывает их раскрывать свои затраты, в прозрачности которых заинтересованы как население, так и коммунальные предприятия - поставщики услуг. Так, еще девять лет назад водоканал пытался выяснить причину большой задолженности Управления заказчика по ЖКХ за потребленную и отведенную воду. Но до окончательных реальных цифр нашу комиссию руководство Управления заказчика не допустило. Причина так и осталась невыясненной, и на сегодняшний день задолженность водоканалу Управления заказчика по ЖКХ и ООО «Городская управляющая компания» составляет более 60 млн. рублей, в том числе по решению суда - 45 млн. рублей
- Маргарита Анатольевна, насколько я знаю, при всей прозрачности ваших тарифов у предприятия были с ними проблемы...
- Да, это был сложный рабочий момент, можно сказать, недавнего времени. Когда тариф на холодную воду пришлось рассматривать 16 (!) раз в Арбитражном суде Удмуртской Республики. Мы несколько перегнали время и установили единый тариф для всех до принятия постановления о ликвидации перекрестного субсидирования (стоимость воды для предприятий и населения в то время была разной). Был мучительный год. При этом часть оплаты населения за водоснабжение и водоотведение государство взяло на себя (в виде дотаций). И только определение Высшего Арбитражного суда (г. Екатеринбург), что наш тариф обоснован, сняло конфликты и в Комитете цен, и в Правительстве Удмуртской Республики, с Ассоциацией промышленных предприятий города.
- Недавно Владимир Путин на встрече с депутатами Госдумы России поднял вопрос о необходимости утверждения общероссийских нормативов потребления. Как Вы к этому относитесь?
- Для нас это не нечто новое - Сарапульский водоканал уже давно ведет работу в этом направлении. Вот только вы не совсем точно выразились: речь идет не об общероссийских, а о региональных нормативах потребления, поскольку их утверждение планируется передать с уровня муниципалитетов (как сейчас) на уровень регионов. Необходимость установки приборов учета в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» вызовет необходимость корректировать и нормативы потребления. Вернемся на десять лет назад. Когда мы приняли на свой баланс насосную станцию в микрорайоне «Элеконд» (она была заводской), то решили, что это самый подходящий случай, чтобы выявить фактический расход воды на душу населения в одном районе. Мы точно знали, сколько воды подается со станции, и знали количество населения, которое этой водой пользуется. Полученные цифры нас просто ошеломили: расход воды зашкаливал за 600 литров в сутки на человека! Мы поняли, что без приборов учета не обойтись. И водоканал за собственный счет стал устанавливать приборы учета воды на ЦТП сначала в микрорайоне «Элеконд», а затем на всех ЦТП и котельных по всему городу.
- Почему только на сетях отопления и горячего водоснабжения?
- Свои сети мы знали и работали на них по потерям, поэтому разбираться надо было с «чужими». И вот когда «тепловики» поставлены были перед необходимостью платить за взятую у водоканала, но не дошедшую до потребителей воду, дело стало сдвигаться с мертвой точки: активно начали проводиться работы на ЦТП и сетях горячего водоснабжения, чтобы исключить утечки и потери. И расход воды стал снижаться: 500...400... 350 литров. Сейчас расход горячей и холодной воды в расчете на одного человека в среднем близок к нормативу потребления. А в микрорайоне «Элеконд» сегодня приборы учета холодной воды установлены уже на всех вводах многоквартирных домов.
- Это тоже в интересах предприятия?
- Да. Наверное, далеко не все знают, что даже за забор воды из Камы водоканал платит деньги (даром ничего не дается). И, между прочим, пятая часть всех расходов предприятия - это плата за электроэнергию, которая расходуется на очистку и подачу питьевой воды потребителям.
- А скажите мне как рядовому потребителю услуг водоканала - гражданину города: установка индивидуальных приборов учета тоже входит в программу энергоресурсосбережения?
- Это - требование федерального законодательства, которое каждый гражданин страны обязан выполнять. Действующее законодательство предусматривает установку в обязательном порядке до 1 января 2012 года общедомовых и индивидуальных приборов учета.
- И в заключение можно вопрос не по теме? Не раз приходилось слушать, что в ЖКХ случайных людей быть не должно. А как Вы «попали» в эту отрасль?
- Мой отец Анатолий Лукьянович проработал 40 лет начальником очистной насосной станции. Это была единственная на весь город станция, которая проводила весь комплекс работ: забор воды из Камы, ее очистку и подачу потребителям. Станция «башенинского» водопровода, построенная еще братьями Бромлей по ул. Оползина. Работали на станции всего двое мужчин - мой отец да электромонтер на полставки. Все остальные 12 работников были женщины: и машинисты насосных установок, и коагуляторщики, и хлораторщики. Отец практически жил на насосной станции: часто выходили из строя насосы, особенно в шахте на глубине 18 метров, а не было ни телефона дома, ни машин на предприятии (одна специальная бочка на всех).
- Вы бывали у отца на работе?
- Не просто бывала. Подростком я не раз подрабатывала на станции. Особенно когда требовались рабочие руки в период промывки (и тогда она тоже проводилась!). Вместе с другими женщинами 24 часа в сутки, по грудь в воде чистили мы резервуары. Вручную, широкими деревянными лопатами толкали мы вперед себя груды ила и песка, который потом засасывался специальной бочкой на верх станции.
- А Ваши дети продолжают дело деда и мамы?
- Мой старший сын работал в водоканале восемь лет. Сейчас живет в Москве, работает на предприятии, тесно связанном с питьевой водой. Младший сын - программист, живет и работает в США.
- Спасибо Вам, Маргарита Анатольевна, за эту беседу по душам и - с праздником!
- А я, в свою очередь, поздравляю весь наш замечательный, очень мною любимый коллектив с юбилеем и желаю ему всей душой любить свою работу и продолжать традиции передачи опыта и знаний следующим поколениям. Здоровья и благополучия всем работникам водоканала и их семьям, а предприятию - стабильности и качества в работе.

Комментарии (0) | Распечатать |

 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


 

» Добавление комментария
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении:*

 


Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


GISMETEO: Погода по г.Сарапул



Опрос
Улучшение качества жизни в Сарапуле зависит от

Международного сообщества
Федеральных властей
Республиканских властей
Местных властей
Горожан
Русской православной церкви
Инопланетян



Показать все опросы

Облако тегов

Популярные
статьи
">
    ">

Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость  |  Новое на сайте  |  Статистика  |  Обратная связь
COPYRIGHT © 2005-2010 ОАО ИТК Трастинвест All Rights Reserved. Design by DLETemplates.com © 2008