Главная > Деловой вестник > Разговор по душам

Разговор по душам


15-07-2010, 12:54. Разместил: VSYe
С Маргаритой Красильниковой, заместителем директора Сарапульского водоканала по экономическим вопросам, Почетным работником жилищно-коммунального хозяйства России и уникальной женщиной, мы встретились в канун праздника, чтобы вспомнить историю Сарапульского водоканала. Однако разговор вышел далеко за предполагаемые первоначально рамки, хотя начался с традиционного для такого интервью вопроса
Разговор по душам

- Маргарита Анатольевна, если я попрошу назвать самые яркие моменты Вашей 40-летней работы в водоканале, о чем Вы вспомните в первую очередь?
- Пожалуй, о тех четырех годах напряженной, почти без сна и отдыха работы, с 1989 по 1992, когда на базе Сарапульского водоканала в соответствии с приказом ТПО ЖКХ УАССР было создано Объединение Жилищно-Коммунального Хозяйства. Это было самое крупное в Удмуртии предприятие ЖКХ численностью 3500 человек (в г. Ижевске, кстати, такого вообще не было). В состав Объединения вошли все тепловые сети города, электрические сети, управление домами (тогда оно было одно на весь город), жилищно-коммунальные отделы радиозавода и «Элеконда», комбинат благоустройства со строительством и ремонтом дорог, отловом собак, спасательной станцией, теплично-парниковым хозяйством, гостиницей...
И у всего этого огромного Объединения был один расчетный счет, многоотраслевой финансовый план и один сложный баланс, который контролировался ТПО ЖКХ республики, а сводный баланс сдавался в Москву. Сейчас такое даже представить сложно...
- А Вы тогда, как и сейчас, были заместителем директора по экономическим вопросам, и основная тяжесть этой работы была на Ваших плечах. Не позавидуешь...
- Что было, то было... И не забывайте при этом, что компьютеризация только началась. Мы считали и проверяли почти все вручную - компьютерные программы даже еще не «пробовали». Так что работать приходилось и до трех утра, и без выходных. Помощи ждать было не от кого. Объединение было нововведением - мы были первопроходцами.
- А почему Объединение просуществовало всего четыре года? Оказалось нежизнеспособным?
- Свою роль сыграл чисто субъективный фактор: руководители предприятий, оставшись без расчетных счетов, постарались сделать все возможное, чтобы вернуть предприятия обратно в свои руки.
- Но, несмотря на все сложности, согласитесь, что был в том объединении большой плюс: экономия на управленческом аппарате. Один директор, главный инженер, главный бухгалтер...
- Согласна. Даже в то время экономия была значительной. Руководящий аппарат Объединения состоял всего из шести человек. А сегодня на каждый вид услуги, который входил в наше Объединение (тепловые сети, лифтовое хозяйство, ритуальные услуги, уборка и вывоз мусора, управление домом и группой домов и т. д.), - свой аппарат управления.
- А еще в Вашем ведении был один из самых больных на сегодня вопросов - тарифы ЖКХ. Как они тогда устанавливались?
- Мы рассчитывали планово-расчетные тарифы (сейчас они называются экономически обоснованными) по каждому предприятию, входящему в Объединение. Слова «субсидия» в то время в нашем ежедневном лексиконе не было, но тарифы для населения включали дотацию (государство брало на себя часть платы за жилищно-коммунальные услуги). Не было и инвестиционной составляющей - средства на развитие предприятий получали из бюджета.
- Хорошие были времена!
- Согласна, хорошие. И не только потому, что государство помогало предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Но еще и потому, что все тарифы были понятными для людей.
- А сегодня дело обстоит иначе?
- К сожалению, да. Например, сегодня расходы управляющих компаний никем не контролируются. Законодательство пока не обязывает их раскрывать свои затраты, в прозрачности которых заинтересованы как население, так и коммунальные предприятия - поставщики услуг. Так, еще девять лет назад водоканал пытался выяснить причину большой задолженности Управления заказчика по ЖКХ за потребленную и отведенную воду. Но до окончательных реальных цифр нашу комиссию руководство Управления заказчика не допустило. Причина так и осталась невыясненной, и на сегодняшний день задолженность водоканалу Управления заказчика по ЖКХ и ООО «Городская управляющая компания» составляет более 60 млн. рублей, в том числе по решению суда - 45 млн. рублей
- Маргарита Анатольевна, насколько я знаю, при всей прозрачности ваших тарифов у предприятия были с ними проблемы...
- Да, это был сложный рабочий момент, можно сказать, недавнего времени. Когда тариф на холодную воду пришлось рассматривать 16 (!) раз в Арбитражном суде Удмуртской Республики. Мы несколько перегнали время и установили единый тариф для всех до принятия постановления о ликвидации перекрестного субсидирования (стоимость воды для предприятий и населения в то время была разной). Был мучительный год. При этом часть оплаты населения за водоснабжение и водоотведение государство взяло на себя (в виде дотаций). И только определение Высшего Арбитражного суда (г. Екатеринбург), что наш тариф обоснован, сняло конфликты и в Комитете цен, и в Правительстве Удмуртской Республики, с Ассоциацией промышленных предприятий города.
- Недавно Владимир Путин на встрече с депутатами Госдумы России поднял вопрос о необходимости утверждения общероссийских нормативов потребления. Как Вы к этому относитесь?
- Для нас это не нечто новое - Сарапульский водоканал уже давно ведет работу в этом направлении. Вот только вы не совсем точно выразились: речь идет не об общероссийских, а о региональных нормативах потребления, поскольку их утверждение планируется передать с уровня муниципалитетов (как сейчас) на уровень регионов. Необходимость установки приборов учета в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ «Об энергосбережении...» вызовет необходимость корректировать и нормативы потребления. Вернемся на десять лет назад. Когда мы приняли на свой баланс насосную станцию в микрорайоне «Элеконд» (она была заводской), то решили, что это самый подходящий случай, чтобы выявить фактический расход воды на душу населения в одном районе. Мы точно знали, сколько воды подается со станции, и знали количество населения, которое этой водой пользуется. Полученные цифры нас просто ошеломили: расход воды зашкаливал за 600 литров в сутки на человека! Мы поняли, что без приборов учета не обойтись. И водоканал за собственный счет стал устанавливать приборы учета воды на ЦТП сначала в микрорайоне «Элеконд», а затем на всех ЦТП и котельных по всему городу.
- Почему только на сетях отопления и горячего водоснабжения?
- Свои сети мы знали и работали на них по потерям, поэтому разбираться надо было с «чужими». И вот когда «тепловики» поставлены были перед необходимостью платить за взятую у водоканала, но не дошедшую до потребителей воду, дело стало сдвигаться с мертвой точки: активно начали проводиться работы на ЦТП и сетях горячего водоснабжения, чтобы исключить утечки и потери. И расход воды стал снижаться: 500...400... 350 литров. Сейчас расход горячей и холодной воды в расчете на одного человека в среднем близок к нормативу потребления. А в микрорайоне «Элеконд» сегодня приборы учета холодной воды установлены уже на всех вводах многоквартирных домов.
- Это тоже в интересах предприятия?
- Да. Наверное, далеко не все знают, что даже за забор воды из Камы водоканал платит деньги (даром ничего не дается). И, между прочим, пятая часть всех расходов предприятия - это плата за электроэнергию, которая расходуется на очистку и подачу питьевой воды потребителям.
- А скажите мне как рядовому потребителю услуг водоканала - гражданину города: установка индивидуальных приборов учета тоже входит в программу энергоресурсосбережения?
- Это - требование федерального законодательства, которое каждый гражданин страны обязан выполнять. Действующее законодательство предусматривает установку в обязательном порядке до 1 января 2012 года общедомовых и индивидуальных приборов учета.
- И в заключение можно вопрос не по теме? Не раз приходилось слушать, что в ЖКХ случайных людей быть не должно. А как Вы «попали» в эту отрасль?
- Мой отец Анатолий Лукьянович проработал 40 лет начальником очистной насосной станции. Это была единственная на весь город станция, которая проводила весь комплекс работ: забор воды из Камы, ее очистку и подачу потребителям. Станция «башенинского» водопровода, построенная еще братьями Бромлей по ул. Оползина. Работали на станции всего двое мужчин - мой отец да электромонтер на полставки. Все остальные 12 работников были женщины: и машинисты насосных установок, и коагуляторщики, и хлораторщики. Отец практически жил на насосной станции: часто выходили из строя насосы, особенно в шахте на глубине 18 метров, а не было ни телефона дома, ни машин на предприятии (одна специальная бочка на всех).
- Вы бывали у отца на работе?
- Не просто бывала. Подростком я не раз подрабатывала на станции. Особенно когда требовались рабочие руки в период промывки (и тогда она тоже проводилась!). Вместе с другими женщинами 24 часа в сутки, по грудь в воде чистили мы резервуары. Вручную, широкими деревянными лопатами толкали мы вперед себя груды ила и песка, который потом засасывался специальной бочкой на верх станции.
- А Ваши дети продолжают дело деда и мамы?
- Мой старший сын работал в водоканале восемь лет. Сейчас живет в Москве, работает на предприятии, тесно связанном с питьевой водой. Младший сын - программист, живет и работает в США.
- Спасибо Вам, Маргарита Анатольевна, за эту беседу по душам и - с праздником!
- А я, в свою очередь, поздравляю весь наш замечательный, очень мною любимый коллектив с юбилеем и желаю ему всей душой любить свою работу и продолжать традиции передачи опыта и знаний следующим поколениям. Здоровья и благополучия всем работникам водоканала и их семьям, а предприятию - стабильности и качества в работе.


Вернуться назад