В 1913 году в Сарапуле было учреждено Общество изучения Прикамского края. Сейчас материалы Общества столетней давности являются объектом изучения для современных историков и краеведов. Разве это не является свидетелем живущего уже через века краеведения? Видимо Богу было так угодно, что последние двадцать лет я оказался если не во главе, то рядом со множеством реализованных краеведческих проектов. Причем, я не могу сказать, что какой-то из них важный или нет, а какой-то самый главный. Я живу и краеведение живет вместе со мной. Если взять последние события, то вчера я судил интеллектуальное соревнование в техникуме Машиностроения и информационных технологий посвященное 400-летию Дома Романовых. Это было и ярко и красиво. А в выходные провели народную экскурсию посвященную 100-летию Романовского моста построенного к 300-летию Императорского Дома. И это было замечательно. А еще за неделю до этого мы гуляли до Свято-Никольского храма на любви в Ершовке. И эта экскурсия тоже оставила неизгладимые впечатления. Я от души рад тому, что то, что интересно мне, другим краеведам, профессиональным историкам – интересно еще сотням и тысячам наших сограждан. В годы советской власти пытались начать новое летоисчисление и переписать историю с точки зрения марксистко-ленинского мировоззрения. Последние двадцать лет без очевидных успехов пытаемся выстроить «новую» Россию. Но именно историческая наука в масштабах всей страны, и краеведение в масштабах края, республики, города позволяют нам восстановить преемственность практически всего в единое целое – отвечая на вопросы: «Кто мы? Где мы живем? Чем мы живем?» И, по-моему, именно этим интересны людям, казалось бы, далеким от истории и краеведения.
Разрушавшийся на протяжении практически 20 лет храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы это что? Культовое здание? Памятник истории? Памятник архитектуры? Как к нему относиться? И именно здесь, в музее, историки и краеведы собрали не десятки, тысячи подписей граждан к Высокопреосвященейшему Владыке Николаю, Президенту Удмуртии Александру Александровичу Волкову с ходатайством не оставить достопримечательность без внимания. Да, не сразу. Даже не через год. Да, не одними подписями. Заботами республиканских властей нашелся меценат - президент РуссНефти М.С. Гуцериев. И результат мы видим! Пусть не полностью. Пусть даже не на половину. Пусть на треть. Но Покровская церковь восстановлена. И именно через Покровскую церковь – старейшую церковь города, республики, края мы все, вне зависимости от религиозных убеждений и вероисповедания, можем почувствовать себя сопричастными и с горожанами XX века, и с XIX, и с XVIII.
Через Казанский крестный ход в Сарапуле мы могли почувствовать себя сопричастными не только с XVIII, а с XVII веком! Событии настолько знаковом, что дореволюционные энциклопедии в статьях о городе, упоминают о нем как одном из ключевых характеристик Сарапула. Зоя Ерошкина в повести «На реке» описывает Сарапульский Казанский крестный ход как самое яркое детское впечатление. Казалось бы, Крестный ход не материальный объект, но через него, в то, что называется «здесь и сейчас» не просто многовековая сарапульская история - и Ермак, и Пугачевское восстание, и Вознесенский собор, и святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна! Кто-то из историков принявшей участие в первом после перерыва Крестном ходе, далеко не православных убеждений, на мой вопрос: «Что вы-то тут делаете?», ответила практически по-булгаковски: «Здесь делается история!» Вот маленький пример, как наше краеведение оживляет века и объединяет поколения: когда для одного из крестных ходов, пожалуй, впервые за сто пятьдесят лет, из киота извлекли список березовской иконы Святителя Николая в Воскресенской церкви – на ее обороте обнаружили дарственную надпись от Андрея Анисимовича Башенина. Отца Павла и Петра Башениных.
Реализуемые краеведческие проекты самых разных категорий, самых разных направлений, самой разной протяженности. Жаль, что в некоторые восстановленные традиции, казалось бы, и яркие, и красивые, и востребованные, вдруг вновь прерываются.
Новогодний бал в бывшей женской гимназии – школе № 15 проводящийся на Старый новый год 13 января с 2007 года из-за ремонта актового зала был сначала привечен на Даче Башенина, а в прошлом году совсем не проводился, но в этом году состоялся вновь. Сейчас, когда закончен ремонт актового зала, есть надежда, что традиция более не прервется. В тоже время, у взрослого, общегородского новогоднего бала, появился заботами директора - Татьяны Сергеевны Дементьевой «младший брат» - сиреневый бал для младших школьников, гимназисток и реалистов.
Издательский проект «Память Сарапула» казалось бы давно закончен. Книги запланированные к изданию напечатаны. Но проект продолжается уже без моего участия. Книги и издаются, и переиздаются.
Народные экскурсии проводятся вне расписания. Они начинались с объявления: «я пойду гулять» и прирастали самыми разными людьми. Потом Татьяна Борисовна Пеганова как-то назвала их народными и это наименование прижилось. Мы гуляем уже больше десяти лет. Причем, сарапульские народные экскурсии не просто интересное совместное времяпровождение. Во время народных экскурсий обрабатываются маршруты которые потом могут стать предметами коммерческого использования – как это стало, например, с музейными туристическо-экскурсионными маршрутами "Тропа Надежды" и "По следам рыжей девочки". Во время Народных экскурсий появляются новые факты, подтверждаются или опровергаются краеведческие гипотезы. Например, во время нашей прогулки по улице Пролетарской (Мещанской) к Николаю Леонидовичу Решетникову подошел какой-то дед, и показал точное расположение колокольного завода Рябинина.
В качестве развития идеи народных экскурсий появился проект «Однёрка». Когда в Сарапуле так назвали автобусный маршрут, я возражал: это безграмотно, в русском языке нет такого слова, и т.д. Но, с появлением автобусных маршрутов 19, 91, 51 – первый исчез! И вдруг чего-то стало не хватать. Как будто Сарапул потерял часть своей самоидентификации. В результате «Однерка» периодически появляется в обычном рейсовом автобусе 19 маршрута с комментариями о городских достопримечательностях по ходу движения, о первом в Сарапуле автобусе от порта до железнодорожного вокзала.
Отрадно, что краеведение перестало быть уделом энтузиастов-одиночек или «огородом» профессиональных историков. Массу интересных проектов реализуют библиотеки и школьные музеи, книжные серии А.А. Мельникова и «Культурный слой» Н.С. Запорожцевой, краеведение вошло в школьную программу и у нас есть замечательный учебник Т.Б. Пегановой. Нами накоплен богатый опыт. Сарапулу есть чем гордится и делиться в области развития краеведения и его продвижения. А у меня есть надежда, что в результате появятся поколения сарапульцев и любящих, и знающих родной город. Использующих наше живое краеведение для его процветания.
15 марта 2013 года
Почётный Президент Общества изучения Прикамского края
к.э.н., доцент В.С. Ерастов
Вице-предводитель Удмуртского отделения
Союза потомков Российского Дворянства –
Дворянского Собрания Удмуртии