По благословению Преосвященного Антония, епископа Сарапульского и Можгинского, и Преосвященного Амвросия, епископа Нефтекамского и Бирского, в продолжение традиции Крестного хода, посвященного чудесному избавлению в 1657 году Сарапула и окрестностей от моровой язвы принесением из села Николо-Березовки иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, состоится Сарапульский Казанский крестный ход. О его подробностях мы попросили рассказать Руководителя Миссионерского отдела Сарапульской епархии Виктора Ерастова.Виктор Сергеевич, икону Святителя Николая сарапульцы и полюбили и ждут. Будет ли Крестный ход чем-то отличаться от предыдущих?В этом году Крестный ход будет необычно протяженным по времени – в каждом храме Сарапула икона будет гостить по три-четыре дня. Чудотворная икона Святителя Николая посетит детский дом, колонии и больницы. Отчасти это связано с увеличением храмов в Сарапуле – когда крестный ход возрождался не было ни Благовещенской церкви, ни Серафимовской, а на развалины Покровской церкви мы заезжали с молебном с просьбой помочь в восстановлении, что кстати, и произошло. И закончится крестный ход 2016 года 9 августа Божественной литургией под открытым небом в День памяти Святителя Амвросия, епископа Сарапульского.
Где в этом году горожанам и гостям Сарапула встречать святыню?Как Вы наверняка знаете, в Сарапуле реализуется проект реконструкции Набережной и доступ к ней будет закрыт с 18 июля. Поэтому, встреча Крестного хода состоится 20 июля в 16 часов на причале ГРК «Старая башня», где по прибытии иконы будет отслужен молебен. Затем иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Николая пронесут по улицам Оползина – Труда – через Красную площадь – улицу Раскольникова в Никольскую церковь, где совершится Всенощное бдение.
Крестные ходы явление повсеместное. У наших соседей в Кировской области проходит Великорецкий крестный ход, в Екатеринбурге и у нас в селе Бураново – Царские, недавно по Украине прошел Всеукраинский. Чем отличается наш, Сарапульский?Сарапульский Казанский Крестный ход и древнее большинства и даже многолюднее Великорецкого. Просто мы его чуть позже восстановили и он пока не так известен. Чудо в Сарапуле – явление массовое, а это едва ли не единственный случай в православии. Чума, или как её называли на Руси — моровая язва — особо опасная инфекция, протекающая с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. Раньше смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98—99 %. Даже сейчас, с развитием медицины и фармакологии смертность составляет не менее 5—10 %. Известные пандемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества с древнейших времён.
Чума это не предание давно минувших дней, это один из видов бактериологического оружия, и в августе 2014 года на Мадагаскаре произошла одна из последних вспышек чумы, в результате которой умерло 40 человек из 119 заболевших.
Но чудотворные иконы, святые источники, мощи святых это же не редкое явление. Они есть по всему миру, где есть христианство.Когда мы говорим и чудесах и вере, надо вспомнить, что в Священном Писании нет ни единого примера исцеления по неверию или против воли человека. В своем родном городе Назарете, где жители никак не могли взять в толк, «откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем» [Мф. 13, 54—57] Иисус Христос «не совершил там многих чудес по неверию их» [Мф. 13,58]. Чума настолько смертоносное заболевание, что и сама болезнь, а тем более чудеса связанные с избавлением от нее в памяти проходят через века. Поэтому, именно эти случаи увековечиваются в архитектуре храмов и памятниках: грандиозная лестница 124 ступени в честь Пресвятой Богородицы в знак избавления от чумы 1348 года в Базилику Божией Матери Жертвенник Небесный (Basilica Santa Maria in Aracoeli); Церковь Иль Реденторе в Венеции на набережной острова Джудекка в честь благодарения Спасителя за избавление города от эпидемии чумы, которая разразилась в Венеции в 1575—1576 годах; Собор Санта-Мария делла Салюте в Венеции на Гранд-канале в районе Дорсодуро в честь избавления города от чумы 1630—1631 годов; венский чумной столб «Пестзойле», посвященный Троице и украшенный статуями святых и ангелов, за избавление от чумы 1679 года; церковь Карлскирхе, построенная кайзером Карлом IV в Вене в знак благодарности за избавление от чумы 1713 г.; моравском Оломуце стоят два чумных столба: в честь Пресвятой Троицы и в честь Девы Марии в память об окончании Моравского мора 1716 г.
В России первое упоминание о «повальной болезни», по описаниям похожей на чуму, встречаются в летописях 1092 года. Позже «казнь от Бога» упоминается в разных летописях, из чего можно сделать выводы о возникновении вспышек чумы в разных городах. Смертность была настолько высокой, что хоронили несколько человек в одну могилу; вымирали целыми деревнями. При этом случаев чудесного избавления всего два — в 1352 году по молитве Иконе Божией Матери «Знамение» в Великом Новгороде и в 1657 году Сарапул и его окрестности с принесением чудотворной иконы Святителя Николая из села Березовки в День празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Причем, если в Новгороде «многие» получили помощь, то в случае с Сарапулом – выздоровели все, никто больше не заболел и не умер.
Да. Сильны были в вере сарапульцы.
Кто-то скажет, что это чудо, кто-то что совпадение, но на протяжении веков, когда чудо основавшее Сарапульский Казанский крестный ход перешло в разряд преданий и легенд, и саму чуму уже датировали 1600, 1607, 1613 и 1657 годом в Сарапуле при строительстве водонапорной башни были вскрыты «коллективные могилы на Оползине» — и чума, и чудесное избавление от нее сразу перешли в исторически достоверные события. А место современной Никольской церкви на протяжении 400 лет не застраивалось.
Поэтому, когда мы говорим о чудесном избавлении Сарапула от эпидемии моровой язвы отмечаем два момента – чудо и чудо массовое. И, если в других городах мира память об избавлении от чумы построены храмы, столбы, лестницы, то в Сарапуле памятник не рукотворный – Крестный ход, проводившийся ежегодно с 1657 года с перерывами на Пугачевский бунт и советское богоборчество.
Но сейчас, много атеистов и богоборцев. Даже люди крещеные и посещающие церковь живут по законам материальным – каждый день надо есть, пить, одеваться, а все стоит денег. Чумы нет. Может ли Святитель Николай помочь в материальных проблемах Сарапула?Столетиями десятки тысяч верующих собираются в Сарапул на Крестный ход. Статистика сохранила для нас сведения, что в 1910 году при населении города 20 000 человек в Сарапул съехалось 70 000 паломников со всей Российской Империи! Проводившаяся в дни Крестного хода Казанская ярмарка в Сарапуле была одной из крупнейших в Российской Империи. Например, торговый оборот в 1870 году составил 8 миллионов рублей – почти 10 миллиардов в современных ценах! Для примера, розничный товарооборот в 2015 году в Сарапуле составил 13 678,85 миллиона. А весь объем отгруженной сарапульскими предприятиями и предпринимателями продукции, выполненных работ и услуг 20 205,2 миллионов. Печальная статистика. Двухнедельная ярмарка и работающий современный город который стал в пять раз больше по сравнению с концом XIX века.
Организовывать ярмарку? Но сейчас всё такое глобальное, сети магазинов в которых одинаковый ассортимент по всей стране. Есть ли смысл паломникам что-то покупать в Сарапуле?Вы сами и ответили на свой вопрос. Паломничество – один из видов туризма. Другая проблема, что если до революции паломники после церковной службы шли на ярмарку, то сейчас мы должны предложить какой-то досуг, культурную программу. При обилии гостиниц в Сарапуле конца XIX — начала XX века, в каждом доме, в каждом дворе, размещались по нескольку семей паломников. Не случайно Зоя Алексеевна Ерошкина в своей автобиографической повести «На реке» о выдающихся, радостных детских воспоминаниях пишет: «Самыми значительными днями в жизни города, а следовательно, и нашей семьи, были дни местного праздника «Казанской»…».
Виктор Сергеевич, а чудеса бывают? Вы можете привести какие-то примеры, ведь нашему Крестному ходу после восстановления уже не один год?Думаю, что будет не здорово если я начну называть конкретные имена и произошедшие чудеса, все-таки наши горожане если не все знакомы, то все имеют общих знакомых. Большие городские чудеса – восстановление Сарапульской епархии и реставрация Покровского кафедрального собора. Маленьких личных чудес я тоже знаю множество. В народной поговорке говориться: «К пустому колодцу за водой не ходят!» и все эти столетия, начиная с 1657 года «сарапульский колодец» ни разу не был пустым. Господь, молитвами Пресвятой Богородицы, Святителя и Чудотворца Николая, помогает каждому к нему обратившемуся – достаточно лишь послушать разговоры паломников, когда во время Сарапульского Казанского Крестного хода к чудотворной иконе Святителя Николая приходят не только с мольбой о ходатайстве, но и благодарностями – чудеса исцеления, дарования детей, мира в семье, помощи детям, устранения проблем, происходят не где-то и когда-то, а здесь и сейчас.
Большое спасибо за интервью. Встретимся на крестном ходе!
Беседовала Ольга Рассомахина.