Главная > Поздравляем! > День в календаре - День фотографа
День в календаре - День фотографа11-07-2014, 11:44. Разместил: VSYe |
![]() Запечатлеть себя для потомков – вполне объяснимое желание человека, но исполнить его, полагаясь на кропотливый и долгий труд художников, - задача не из легких. Появление фотографии (от греческого «фото» - свет и «графо» - пишу) – искусство светописи или рисования светом – позволило решить эту проблему. Люди очень долго шли к этому открытию, далось оно не сразу. Постепенно, шаг за шагом человечество накапливало знания для того, чтобы в один прекрасный день был сделан первый настоящий фотоснимок. Фотография зародилась на границе двух наук: оптики и химии, ведь для получения отпечатков нужно было разрешить две сложные задачи. Во-первых, необходимо было иметь особую светочувствительную пластинку, способную воспринимать и удерживать на себе изображение. Во-вторых, нужно было найти специальный прибор, который бы четко проецировал изображение снимаемых объектов на эту пластинку. И то и другое удалось создать лишь после многих проб и ошибок. Прообразом современного фотоаппарата была камера-обскура – по-латыни «темная комната». Она представляла собой закрытое помещение с маленьким отверстием в одной из стен, в которое попадал свет. При этом на противостоящей стенке появлялось перевернутое изображение. Арабский ученый Аль Хазен построил первую в мире камеру-обскуру около 1020 г. – порядка 1000 лет назад. В XVI веке многие рисовальщики стали пользоваться небольшими камерами-обскура для создания набросков. Камера создавала образ, проецируемый на заднюю стенку – матовое стеклышко. Там образ можно было рассмотреть или скопировать. Но художники не могли сохранить его или распечатать на бумаге. Образ состоял из света и «жил» лишь внутри камеры. Спустя долгие годы были открыты химикаты, меняющие цвет при воздействии света. В 1826 году французский химик Жозеф Ньепс поместил в камеру-обскуру лист металла, покрытый битумом, и выставил камеру на окно на восемь часов. Свет, попадая на битум, оставил на его слое изображение – это была первая фотография. Изобретение Ньепса было гениально, но особого практического смысла не имело: фото получалось за 8 часов! В 1830-е годы предпринимались попытки сделать фотографирование более быстрым. Француз Луи Дагер нашел способ сохранять образ на покрытых химикатами медных пластинках. Его фотографии – дагерротипы – делались в течение получаса. Тем временем британец Уильям Фокс Тальбот научился использовать для фотографии покрытую химикатами бумагу. Фотографирование занимало считанные минуты, а фотографию теперь можно было распечатывать во многих экземплярах. К 1850 году любой мог заказать фотопортрет в фотостудии. А в 1888 году американский бизнесмен Джордж Истмэн запустил в производство «Кодак № 1» - первую любительскую фотокамеру. Стоит отметить, что цветная фотография начала свое распространение с 1904 года, когда фирмой «Люмьер» были выпущены первые пластинки для цветной фотографии. В России же искусством светописи вплотную стали заниматься с XIX века. Первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Ю. Ф. Фрицше. Не многие знают о том, что первым в России, кто открыл «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, был московский изобретатель Алексей Греков. За короткое время он в совершенстве овладел двумя главными техниками получения фотографического изображения, существовавшими в середине XIX столетия - калотипией (по методу Тальбота) и дагеротипией (по методу Дагера). В своем «художественном кабинете» А. Греков использовал дагерротипный аппарат собственной конструкции. Для того, чтобы обеспечить необходимую резкость при создании портретных снимков при длительной выдержке, он поставил в свою студию кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Сегодня практически у каждого есть фотоаппарат, цифровая или встроенная в мобильный телефон камера, и каждый день делаются миллионы снимков. Благодаря фотографии люди приобрели возможность фиксировать изображения бесконечно больших и бесконечно малых объектов, изучать их и анализировать с течением времени. Нельзя преуменьшить и эстетическую роль фотографии – сейчас ее с полным правом можно назвать одним из популярных и востребованных видом искусства. Кстати, первым фотосалоном в Сарапуле еще в начале 1870-х годов стала «Фотография» господина Рылова, долгое время не имевшего конкурентов. В 1880-е годы в городе появились новые мастера фотоискусства и на рубеже веков действовали и конкурировали несколько фотосалонов – салоны П. Вилкова, П. Вахрушина, А. Беляева, В. Гуляницкого, Добринского, братьев Вирпша, Ладыгиных и другие. Однако безусловным лидером была Центральная фотография П. И. Рогожникова на углу улиц Троицкой (Красноармейской) и Сарапульской (Первомайской). Здание, к сожалению, не сохранилось. Именно П. И. Рогожникову принадлежит авторство обширной серии открыток с видами Сарапула, благодаря которой мы сегодня имеем возможность совершить увлекательный экскурс в прошлое. Салонные фотографии Петра Рогожникова – настоящее искусство, не случайно творчество мастера удостаивались наград на различных выставках, в том числе Большой Золотой медали и Почетного диплома на Международной выставке в Брюсселе. Сегодня продолжателем этого нужного и удивительно интересного дела – профессионалами, останавливающими прекрасные мгновения жизни - в городе являются Н. Глухов, В. Карманов, А. Пастухов, Е. Сухих, С. Килин, И. Кузнецова, Д. Чирков и другие фотомастера. ![]() Расиль Сахаутдинов, пресс-служба Музея истории и культуры Среднего Прикамья Вернуться назад |