Главная > Городские вести > Полвека романа в письмах
Полвека романа в письмах26-01-2021, 14:37. Разместил: VSYe |
Ровно пятьдесят лет назад, в 1971 году в первом номере журнала «Звезда» вышел один из лучших романов Вениамина Каверина «Перед зеркалом», в основу которого легла 25-летняя переписка сарапульской гимназистки Лидии Никаноровой и математика Павла Безсонова. В романе они выведены под именами Лизы Тураевой и Константина Карновского. Герои этой книги, встретившись однажды на гимназическом балу, пережив разлуку, революцию, гражданскую войну, эмиграцию, сохранили свежесть и глубину чувств на всю жизнь. Из письма Лизы Тураевой: «Любовь… наградила нас тайной. без которой не может быть подлинной любви. Она охраняла нас от пошлости».
После окончания сарапульской женской гимназии дочь бедного армейского офицера, Лидия учительствовала в селе Куюки, чтобы поступить в университет, затем занималась в петербургской художественной школе. С обострением туберкулеза она оказалась перед революцией в ялтинской семье драматурга Сергея Найденова, где собрались известные писатели, актеры, художники. Затем после 1917 года — бегство в Костантинополь, Париж, на Корсику вместе с другими художниками, занятия акварелью. Сын казанского мещанина Павел Бессонов, окончив физико-математический факультет Казанского университета, преподавал в Казани, Москве, cделал успешно научную карьеру, стал профессором математики, в то время как Лида стремилась стать художницей. Каверин создал художественное, а не документальное произведение, и концовка романа не совпадает с реальностью. В книге два любящих человека встретились, чтобы не разлучаться. В действительности Лидия не смогла бросить мужа - талантливого художника Г.Артемова и пожертвовав ради семьи своей карьерой, здоровьем, умерла в 45 лет. В свое время роман Каверина буквально всколыхнул читательскую публику. И сейчас он остается одним из лучших эпистолярных романов о любви в отечественной литературе. Переписка малоизвестной художницы Серебряного века и русского математика до сих пор привлекает литературоведов, краеведов, музейщиков, в ней достаточно «белых пятен», неуточненных дат, реальность густо переплетена с художественным вымыслом. В архивах Ялты, ЦГАЛИ, НАРТ и др. можно найти немало информации об этом. Ижевский краевед А.М.Овсянникова имеет собственный 50-летний архив исследователя творчества Л.Никаноровой и других деятелей Серебряного века. Кстати в журнале «Звезда» в 2021 году будет опубликован долгожданный журнальный вариант повести Зои Алексеевны Ерошкиной «37-ой год». В прошлом году наша Центральная городская библиотека им. Н.К.Крупской завоевала призовое место в конкурсе «Серебряный голубь России» по теме: Художники Серебряного века в стихах. Вот текст занявшего 2 место в конкурсе стихотворения, посвященное Лидии Никаноровой: Дом на юру Осенним вечером приличный господин Принес застенчиво пакет бумажный: «Напи́шите о ней?!» — О, человек отважный, Он душу мне разбередил. Там было пепелище, там сгорала жизнь От первого письма и до финала, Там женщина любила и страдала, И из руки не выпускала кисть… *** «Мой нежный снежный друг, От первой встречи в бальной зале Прошли столетья, вы сказали, — Природа завершила круг, Исчезли вдруг Мечтанья девичьи и грёзы, Растаяли прикамские березы В туманной дымке Крыма… Оглянись! Где гимназистка, что вели вы в танце? Остались блеклые фиалки глаз Бесполой особи, по виду корсиканки, Глядящие на вас. Я шлю вам горькие цветы абсента, Что сладко опьяняют, как вино… Здесь говорят почти что без акцента, По-итальянски, я скажу одно: Как убегала из голодной Ялты, Где женщин раздевали на ветру, В потоке пропадали эмигранты. А голод брал за глотку поутру. Там незачем и нечем было жить И некому и не за что судить… В тартарары! Мгновенно скрылся старый Крым И гул Константинополя все ближе: И проходящих пароходов дым Убогий челн настиг и лижет… …………………………………. И, наконец, Париж. Зацвел миндаль, И воздух напоен озоном И мачты лодок строят вертикаль, Готовые сорваться с горизонта. И бесконечная фиалковая даль Оберегает отдых Посейдона. Как жаль, что надо уезжать, Для нас в Париже нету дома… На пристани в Марселе пароход Идет на Корсику, где кубики жилищ Взбираются по скалам, и страшилищ Выбрасывает поутру восход На камни берега… А в Бонифацио хоть и весна, Оливковых деревьев новизна, Но скалы да колючки, из окна Сардиния видна как сказка… В окно попросится ручная ласка В дом на юру, где ветер словно бес, Где рыбаки готовят буйабес . Где чайки плачут как грудные дети. И нет любимого, нет никого на свете, Кто в душу глянул бы и обогрел. Здесь Корсика, здесь заслужил расстрел Король маки́, отважный Романетти. Здесь нравы жесткие, и грезятся стихи Про вербное родное славоцветье. И снова дует ветер ураганный, Влечет к тебе, мой нежный, мой желанный…. Дом на юру у моря. Снится мне, Что скоро я умру, умру от горя…» Наталья Запорожцева Вернуться назад |