Главная > Городские вести > Стратегия «Почты России»: эффективный бизнес и социальная ответственность

Стратегия «Почты России»: эффективный бизнес и социальная ответственность


7-06-2012, 14:36. Разместил: novin
Современная Россия все еще находится в списке «развивающихся стран», несмотря на членство в «большой восьмерке». Связано это с тем, что перестройка экономики на капиталистические, рыночные рельсы еще не завершена. Планы нового правительства по проведению масштабной приватизации государственных предприятий свидетельствуют о том, что этот переход планируется завершить в обозримой перспективе, чтобы Россия вошла в клуб развитых стран.
Перестройка коснется и монополиста на рынке почтовых услуг - ФГУП «Почта России». Государством взят курс на демонополизацию этого рынка, развитие частного бизнеса и конкуренции. Однако, почта выполняет важную социальную функцию, оказывая услуги ниже себестоимости для труднодоступных районов и населенных пунктов. Частному бизнесу этот сегмент неинтересен, а кроме монополиста закрыть эту нишу некому. В то же самое время, «Почте России» необходимо повышать коммерческую эффективность своей работы, чтобы покрывать убытки от социально значимых услуг, которые предприятие оказывает по тарифам ниже себестоимости. Государство сегодня компенсирует их в объеме менее 50%. Смысл модернизации почтовой отрасли в том, чтобы повышать качество услуг, эффективность работы почтовой сети и в дальнейшем снижать потребность в государственных субсидиях.
Сегодня в условиях либерализации почтового рынка «Почта России» должна и социальную миссию выполнять, и состязаться с частными фирмами на высокодоходных рыночных сегментах. Решать одновременно столь разные задачи крайне сложно. ФГУП «Почта России» - структура, зависящая от множества бюрократических процедур и согласований. В силу этого обстоятельства почтовый оператор не может оперативно реагировать на вызовы рынка. Руководство «Почты России» разработало стратегию развития, при этом для достижения обозначенных в ней целей – в первую очередь, это сохранение доступности почтовых услуг по всей стране, повышение их качества и рост объемов бизнеса федерального почтового оператора – требуется решение трех основных задач. Это:
• преобразование ФГУП «Почта России» в открытое акционерное общество,
• создание Почтового банка,
• принятие Почтового закона.
Акционирование необходимо, поскольку форма ФГУПа непригодна¬ для работы на высококонкур¬ентных рынках. Она не обеспечива¬ет достаточно¬й мобильност¬и и скорости в принятии решений.
Механизм согласован¬ия решений ФГУПа с государств¬ом сложен и не может обеспечить¬ оперативно¬сти, соответств¬ующей вызовам рынка.
Почта России как ФГУП оказываетс¬я в заведомо проигрышно¬м положении по отношению к частным поставщика¬м услуг, которые могут быстрее реагироват¬ь на изменение обстановки¬. Предприяти¬е недостаточ¬но мобильно и ограничено¬ на финансовом¬ рынке, т.к. все заимствова¬ния надо утверждать¬ с контролиру¬ющими инстанциям¬и.
Сохранение¬ за государств¬ом контрольно¬го пакета в акционерно¬м обществе позволит ему контролиро¬вать выполнение¬ государств¬енных и социальных¬ обязательс¬тв «Почтой России», тогда как само предприяти¬е будет более свободно в принятии решений. Акциониров¬ание позволит «Почте России» быстро и без длительног¬о согласован¬ия с государств-енными органами провести реструктур¬изацию администра¬тивной и производст¬венной структуры.
Что касается Почтового банка, то он необходим «Почте России» для того, чтобы за счет своей доли доходов банка осуществлять перекрестн¬ое субсидиров¬ание нерентабел¬ьных, но социально-значимых услуг почтовой связи. На сегодняшний день «Почта России» из-за законодательных ограничений не может воспользоваться своими преимуществами на рынке оказания финансовых услуг. Главным преимуществом является наличие огромной сети почтовых отделений по всей стране. Такой разветвленной сети нет ни у одного коммерческого банка. Поэтому потенциал будущего Почтового банка трудно переоценить.
В условиях демонополи¬зации рынка необходим Почтовый закон, который должен обеспечить¬ всем субъектам рынка¬ недискрими¬национные и равные условия деятельнос¬ти. Пока же «Почта России» находится в неравных условиях с частными компаниями, которые не несут никакой социальной нагрузки и ориентированы только на высокодоходные сегменты рынка.
Стратегия развития «Почты России» направлена на создание в стране национальн¬ого почтового оператора,¬ полностью отвечающег¬о потребност-ям и ожиданиям российског¬о общества. Поэтому в успехе этой стратегии заинтересована не только почта, но и все граждане страны.

Вернуться назад