Главная > Городские вести > ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»22-04-2010, 00:13. Разместил: VSYe |
На минувшей неделе в редакции газеты «Красное Прикамье» прошел «круглый стол», в рамках которого была обсуждена идея принятия Профессионального кодекса учителя. Проект такого документа был предложен и одобрен на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге. Цель его - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. В заседании «круглого стола» приняли участие работники Управления образования Администрации города Сарапула и Сарапульского района, директора и учителя сельских и городских школ, а также лидеры ученического самоуправления. Наши уважаемые гости попытались ответить на вопрос: «Нужен ли нам Профессиональный кодекс учителя?»
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Из проекта Профессионального кодекса учителя: • учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников, • учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию, • учитель не должен терять чувства меры и самообладания, • учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, • учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы (телефон, компьютер, копировальную технику, другое оборудование и т. д.), а также свое рабочее время для личных нужд. Это лишь некоторые положения кодекса, которые предлагают авторы проекта. Сегодня текст документа живо обсуждается в педагогическом сообществе. ...Что должен и чего не должен делать учитель? Определение этого - трудно решаемая задача, это сделать так нее трудно, как положить на бумагу то, что можно и должно делать в жизни. ...Мне нравится идея создания кодекса. Это поможет добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования. ...Этот документ составляли люди, которые с учителями не советовались. Поэтому этот проект свидетельствует о том, что ни один из его составителей не знает, как сегодня работает учитель. ...Скептически отношусь к тому, что учитель изменится благодаря появлению этого документа, ...На мой взгляд, сегодня на учителя с помощью этого кодекса стараются накинуть некую узду. Елена Наговицына, заместитель начальника Управления образования г. Сарапула: - Мое мнение таково: те, кто разрабатывал этот проект, далеки «от народа», не знают ситуацию в провинциальных школах. Наверное, в крупных городах, где проблема профессиональной этики в школах ощущается острее чем у нас, он действительно нужен. Но эти правила не должны дублировать должностные инструкции. Считаю, независимо от того, будет существовать кодекс или нет, мы не перестанем работать и учить детей. Галина Ахтамянова, руководитель городского информационно-методического центра Управления образования г. Сарапула: - Я согласна, что особые правила работы и поведения необходимы в каждом педагогическом коллективе. У каждой школы (гимназии, лицея) своя миссия, свой микроклимат, свое сообщество, свои привычки и традиции. Но главная цель одна - воспитать настоящего человека и гражданина, вложить в юные головы как можно больше знаний. Сейчас на плечи учителя возложен большой груз ответственности: в школах вводятся новые образовательные программы и стандарты. Педагоги участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, конференциях. А ведь высокооплачиваемой и благодарной эту профессию, к сожалению, не назовешь. Кроме того, в последнее время в средствах массовой информации мы наблюдаем настоящую «охоту на ведьм»: учителя плохие, непрофессионалы и т. д. А что сделало общество, чтобы помочь учителю? Надежда Тычинина, учитель биологии школы № 13, станж работы 25 лет: - Вопрос о правилах педагогической этики в нашей школе (думаю, что и в других тоже) обсуждался и раньше. Я разработала и предложила свои Правила, состоящие из нескольких пунктов. Они касаются не только общения с детьми, но и с родителями, коллегами-педагогами. Например, правила «НЕ», которыми, в принципе, должен руководствоваться каждый порядочный человек, а не только тот, кто причастен к преподавательской работе: - Не навреди. Не оттолкни. Не пренебрегай. Не забывай. - Не лукавь. Не останавливайся. Не ожесточайся. - Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку. - Не отчаивайся... Но хочу под черкнуть, что эти правила - руководство к действию, а не жесткие требования беспрекословным подчинением, и словo «кодекс» здесь совершенно неуместно. Галина Нургалиева учитель истории и обществознания школы № 7: - Честно признаться, когда я узнала тему этого «круглого стола» и получила приглашение принять в нем участие, подумала, что это просто бесполезная трата времени. Но в процессе обсуждения поняла, что собрались мы здесь все-таки не зря. Каждый имел возможность высказать свое мнение и услышать другого. В дискуссии рождается истина, а истина на сегодняшний день - непрестижность профессии учителя. Нужно искать способы, как повышать социальный статус педагога. Александр Сахаров, социальный педагог школы № 5: - Профессиональный кодекс имеет право на существование, но навязываться он должен не чиновниками «сверху», а «идти снизу», разрабатываться и приниматься педагогами каждой школы. Правила профессиональной этики нужны, особенно молодым преподавателям, которые приходят работать в школу и еще не обладают всеми необходимыми навыками и умениями. Активисты школьного самоуправления (лицей № 18): Артем Сергеев: - В одном из пунктов кодекса сказано, что учитель должен быть беспристрастным. Он по роду своей деятельности не может быть таковым. Учитель должен быть и психологом, и актером, если нужно. А его жестко ограничили определенными рамками. Александр Шадрин: - Почему мы говорим только о Кодексе учителя? В таком случае нужен и Кодекс ученика,который бы защищал честь и достоинство учителей от некоторых «трудных» воспитанников. А то получается, что только педагоги всем должны, а им - никто. Людмила Шеронова, директор Сигаевской школы, депутат Совета депутатов Сарапульского района, председатель бюджетной комиссии: - Считаю, что Год учителя, объявленный в России, должен стать годом изменения отношения общества и государства к педагогу. Думаю, коллеги со мной согласятся, что престиж учителя начинается не с кодекса, а с защиты его интересов государством и уважительного отношения общества. Ольга Ломова, учитель Сигаевской школы, руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка: - Учитель «должен», учитель «обязан» и т. д. А где бы сегодня найти документ, в котором написано: учителю должны, учителю обязаны. Мы, педагоги, без кодексов и клятв работаем честно и на совесть. Анна Иванова, заместитель директора Сигаевской школы, член партии «Единая Россия»: - Думаю, что кодекс нужен, но он должен быть максимально кратким и понятным. Инна Каримова, заместитель директора Усть-Сарапульской школы, победитель Всероссийского конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: - Считаю,что принятие Профессионального кодекса учителя не будет лишним, но он [требует доработки. Думаю, что в проекте кодекса необходимо также прописать права и обязанности родителей по отношению к школе, учителям. Светлана Зяпарова, начальник Управления образования Администрации Сарапульского района: - По своей сути, подобное новшество неплохо, но неясен правовой статус профессионального кодекса педагога. Обязанности учителя уже прописаны в законе «Об образовании» и прочих нормативных и законодательных актах. Считаю, что кодекс учителя нужен, но пусть он будет таким нее красивым, как клятва Гиппократа у врачей. Елена Юферева, специалист Управления образования Администрации Сарапульского района: - У каждого учителя по призванию свой внутренний профессиональный кодекс - это его жизненная позиция. И принятие каких-то иных кодексов и клятв, на мой взгляд, ненужная формальность. Людмила Верховцева, директор лингвистической гимназии № 20, член общественной палаты Удмуртской Республики: - Кодекс не должен повторять должностную инструкцию, не должен быть до предела наполнен директивами. Новое «блюдо» - попробовали - невкусное. Считаю, что учительский кодекс нужен, но только после кодекса чести государства и общества перед учителем: - поддержи молодого учителя и того, кто посвятил делу образования молодого поколения всю жизнь, - оцени на государственном уровне преданность профессии учителя, установив для учителей, честно отдавших 30 лет своей жизни делу образования, государственный знак признания с установлением персональной надбавки к заработной плате, - государственные директивы подкрепи государственной поддержкой школы и учителя, - интеллект и красоту в ветхой школе не воспитаешь, - школа должна быть новой, и новым должно быть отношение к школе и к учителю. P. S. Нужен ли учителю профессиональный кодекс? Мы приглашаем наших читателей принять участие в обсуждении этого вопроса. Пишите по адресу: ул. Раскольникова, 152 или на электронный адрес: redpr@udm.net Материалы полосы подготовили И. Булдакова, И. Соколова, В. Карманов (фото). Вернуться назад |