Главная > Городские вести > ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»


22-04-2010, 00:13. Разместил: VSYe
На минувшей неделе в редакции газеты «Красное Прикамье» прошел «круглый стол», в рамках которого была обсуждена идея принятия Профессионального кодекса учителя. Проект такого документа был предложен и одобрен на Педагогической ассамблее в Санкт-Петербурге. Цель его - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. В заседании «круглого стола» приняли участие работники Управления образования Администрации города Сарапула и Сарапульского района, директора и учителя сельских и городских школ, а также лидеры ученического самоуправления. Наши уважаемые гости попытались ответить на вопрос: «Нужен ли нам Профессиональный кодекс учителя?»

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ


Из проекта Профессионального кодекса учителя:
• учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников,
• учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию,
• учитель не должен терять чувства меры и самообладания,
• учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу,
• учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы (телефон, компьютер, копировальную технику, другое оборудование и т. д.), а также свое рабочее время для личных нужд.
Это лишь некоторые положения кодекса, которые предлагают авторы проекта.

Сегодня текст документа живо обсуждается в педагогическом сообществе.
...Что должен и чего не должен делать учитель? Определение этого - трудно решаемая задача, это сделать так нее трудно, как положить на бумагу то, что можно и должно делать в жизни.
...Мне нравится идея создания кодекса. Это поможет добиться того, чтобы некомпетентные педагоги не смогли работать в системе образования.
...Этот документ составляли люди, которые с учителями не советовались. Поэтому этот проект свидетельствует о том, что ни один из его составителей не знает, как сегодня работает учитель.
...Скептически отношусь к тому, что учитель изменится благодаря появлению этого документа,
...На мой взгляд, сегодня на учителя с помощью этого кодекса стараются накинуть некую узду.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»


Елена Наговицына, заместитель начальника Управления образования г. Сарапула:
- Мое мнение таково: те, кто разрабатывал этот проект, далеки «от народа», не знают ситуацию в провинциальных школах. Наверное, в крупных городах, где проблема профессиональной этики в школах ощущается острее чем у нас, он действительно нужен. Но эти правила не должны дублировать должностные инструкции. Считаю, независимо от того, будет существовать кодекс или нет, мы не перестанем работать и учить детей.
Галина Ахтамянова, руководитель городского информационно-методического центра Управления образования г. Сарапула:
- Я согласна, что особые правила работы и поведения необходимы в каждом педагогическом коллективе. У каждой школы (гимназии, лицея) своя миссия, свой микроклимат, свое сообщество, свои привычки и традиции. Но главная цель одна - воспитать настоящего человека и гражданина, вложить в юные головы как можно больше знаний. Сейчас на плечи учителя возложен большой груз ответственности: в школах вводятся новые образовательные программы и стандарты. Педагоги участвуют в различных мероприятиях, конкурсах, конференциях. А ведь высокооплачиваемой и благодарной эту профессию, к сожалению, не назовешь. Кроме того, в последнее время в средствах массовой информации мы наблюдаем настоящую «охоту на ведьм»: учителя плохие, непрофессионалы и т. д. А что сделало общество, чтобы помочь учителю?
Надежда Тычинина, учитель биологии школы № 13, станж работы 25 лет:
- Вопрос о правилах педагогической этики в нашей школе (думаю, что и в других тоже) обсуждался и раньше. Я разработала и предложила свои Правила, состоящие из нескольких пунктов. Они касаются не только общения с детьми, но и с родителями, коллегами-педагогами. Например, правила «НЕ», которыми, в принципе, должен руководствоваться каждый порядочный человек, а не только тот, кто причастен к преподавательской работе:
- Не навреди. Не оттолкни. Не пренебрегай. Не забывай.
- Не лукавь. Не останавливайся. Не ожесточайся.
- Не бойся ошибиться, бойся не исправить ошибку.
- Не отчаивайся...
Но хочу под черкнуть, что эти правила - руководство к действию, а не жесткие требования беспрекословным подчинением, и словo «кодекс» здесь совершенно неуместно.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Галина Нургалиева учитель истории и обществознания школы № 7:
- Честно признаться, когда я узнала тему этого «круглого стола» и получила приглашение принять в нем участие, подумала, что это просто бесполезная трата времени. Но в процессе обсуждения поняла, что собрались мы здесь все-таки не зря. Каждый имел возможность высказать свое мнение и услышать другого. В дискуссии рождается истина, а истина на сегодняшний день - непрестижность профессии учителя. Нужно искать способы, как повышать социальный статус педагога.
Александр Сахаров, социальный педагог школы № 5:
- Профессиональный кодекс имеет право на существование, но навязываться он должен не чиновниками «сверху», а «идти снизу», разрабатываться и приниматься педагогами каждой школы. Правила профессиональной этики нужны, особенно молодым преподавателям, которые приходят работать в школу и еще не обладают всеми необходимыми навыками и умениями.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Активисты школьного самоуправления (лицей № 18):
Артем Сергеев:
- В одном из пунктов кодекса сказано, что учитель должен быть беспристрастным. Он по роду своей деятельности не может быть таковым. Учитель должен быть и психологом, и актером, если нужно. А его жестко ограничили определенными рамками.
Александр Шадрин:
- Почему мы говорим только о Кодексе учителя? В таком случае нужен и Кодекс ученика,который бы защищал честь и достоинство учителей от некоторых «трудных» воспитанников. А то получается, что только педагоги всем должны, а им - никто.
Людмила Шеронова, директор Сигаевской школы, депутат Совета депутатов Сарапульского района, председатель бюджетной комиссии:
- Считаю, что Год учителя, объявленный в России, должен стать годом изменения отношения общества и государства к педагогу. Думаю, коллеги со мной согласятся, что престиж учителя начинается не с кодекса, а с защиты его интересов государством и уважительного отношения общества.
Ольга Ломова, учитель Сигаевской школы, руководитель районного методического объединения учителей иностранного языка:
- Учитель «должен», учитель «обязан» и т. д. А где бы сегодня найти документ, в котором написано: учителю должны, учителю обязаны. Мы, педагоги, без кодексов и клятв работаем честно и на совесть.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Анна Иванова, заместитель директора Сигаевской школы, член партии «Единая Россия»:
- Думаю, что кодекс нужен, но он должен быть максимально кратким и понятным.
Инна Каримова, заместитель директора Усть-Сарапульской школы, победитель Всероссийского конкурса учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование»:
- Считаю,что принятие Профессионального кодекса учителя не будет лишним, но он [требует доработки. Думаю, что в проекте кодекса необходимо также прописать права и обязанности родителей по отношению к школе, учителям.
Светлана Зяпарова, начальник Управления образования Администрации Сарапульского района:
- По своей сути, подобное новшество неплохо, но неясен правовой статус профессионального кодекса педагога. Обязанности учителя уже прописаны в законе «Об образовании» и прочих нормативных и законодательных актах. Считаю, что кодекс учителя нужен, но пусть он будет таким нее красивым, как клятва Гиппократа у врачей.
Елена Юферева, специалист Управления образования Администрации Сарапульского района:
- У каждого учителя по призванию свой внутренний профессиональный кодекс - это его жизненная позиция. И принятие каких-то иных кодексов и клятв, на мой взгляд, ненужная формальность.
Людмила Верховцева, директор лингвистической гимназии № 20, член общественной палаты Удмуртской Республики:
- Кодекс не должен повторять должностную инструкцию, не должен быть до предела наполнен директивами. Новое «блюдо» - попробовали - невкусное.
Считаю, что учительский кодекс нужен, но только после кодекса чести государства и общества перед учителем:
- поддержи молодого учителя и того, кто посвятил делу образования молодого поколения всю жизнь,
- оцени на государственном уровне преданность профессии учителя, установив для учителей, честно отдавших 30 лет своей жизни делу образования, государственный знак признания с установлением персональной надбавки к заработной плате,
- государственные директивы подкрепи государственной поддержкой школы и учителя,
- интеллект и красоту в ветхой школе не воспитаешь,
- школа должна быть новой, и новым должно быть отношение к школе и к учителю.

P. S. Нужен ли учителю профессиональный кодекс?
Мы приглашаем наших читателей принять участие в обсуждении этого вопроса.
Пишите по адресу: ул. Раскольникова, 152 или на электронный адрес: redpr@udm.net


Материалы полосы подготовили И. Булдакова, И. Соколова, В. Карманов (фото).

Вернуться назад