Главная > Личное мнение > Румынский Чехов на сарапульской сцене.
Румынский Чехов на сарапульской сцене.9-04-2013, 17:04. Разместил: VSYe |
Сложную пьесу выбрала для своего юбилейного спектакля Инна Галкина. «Безымянная звезда» - спектакль, за которым укоренилась слава «белой вороны» в театральном репертуаре. Есть в ней что-то чеховское.
Давайте копнем историю: Эта одна из лучших пьес румынского драматурга Михая Себастиана (псевдоним Иосифа Гехтера), убитого в 37 лет на узкой бухарестской улице 29 мая 1945 года. Едва ли это был несчастный случай. Его, еврея Йосю Гехтера, вдавил насмерть грузовиком, сидящий там фашист, в театральную афишу его спектакля. Убил за то, что драматург был антифашистом и осуждал антисемитизм, диктатуру. За то, что он писал о свободе и высоте духа человека-творца – о том, что люто ненавидела и уничтожала запущенная убивать машина национал-социализма. Странная, необычная, поэтическая, ностальгическая пьеса, написанная в 1944 году в разрухе войны как мечта о прежней порушенной жизни и несбывшихся возможностях. Пьеса даже не о любви, а скорее о том, как в привычном укладе вещей каждый тоскует о чем-то несвершенном. Звездочет – об открытии новой звезды, музыкант об исполнении своей симфонии, начальник станции о власти, стареющая классная дама вместе с гимназистками – о несостоявшейся любви и роскошной жизни в столице. Торговец – о продаже уникального товара. Женщина-бабочка мечтает превратиться в звезду и дать ей свое имя. Мы-то с вами знаем, что творец может вырваться за пределы привычной рутины в небеса, в звездную россыпь вселенной и музыки, и не покидая «глубинки». А кому-то для обновления непременно нужно слетать в Тайланд или Египет. А иному – купить кухню как у соседа. А тут нашлось средство вырваться из привычной колеи крошечного провинциального румынского городка – экстренная, никогда ранее не случавшаяся остановка скоростного экспресса и появление чуда - «то ли девушки, то ли виденья»- Ноны-бабочки, порхающей бездумно по жизни. Это явление просто перевернуло весь маленький городок. Насколько Нона - «видение» в первой части, настолько пошло-примитивно превращение ее в игрушку богатого бездельника во 2 части. Она всего лишь ссаженная с поезда безбилетница, которая существует на средства и по прихоти Грига. Когда текст пьесы вызывает столько ассоциаций, это говорит о том, что она как минимум талантлива. Российские режиссеры любят Себастиана, называя его нежно «румынским Чеховым». «Безымянная звезда» повествует о такой же периферийной «глубинке»как и Сарапул, если считать Румынию глубинкой Европы. Эта пьеса М.Себастиана – мечта постановщика, как пишет режиссер, народная артистка Украины, ученица Скибневского А.Сокол. Но и сложность, двойное дно, с которым, так или иначе, придется столкнуться. Ставить ее как водевиль или мелодраму – будет проигрыш. Ставить философскую мистерию - нужен несомненный режиссерский талант. После фильма М.Козакова 1978 года с великолепным составом актеров – молодыми И.Костолевским и А.Вертинской, М.Козаковым и М.Светиным, И. Рутбергом браться за постановку «Звезды» решится не всякий режиссер, велика опасность впасть в пошлось и слащавость. Надо было попасть в верный тон. Но этого не произошло или произошло не у всех актеров. Вместо «видения» на сцене прагматичная особа (Кочурова), пожирающая глазами милое личико юного местного учителя, преувеличенно страстные объятия, на которые, казалось мне, укоризненно смотрел со стенда в фойе театра Станиславский («Не верю!»). Вместо классной дамы – персонажа сродни чеховской Раневской, - крик на сцене без полутонов. Мужские персонажи сыграны более удачно. Попали в верный тон С.Дубовиков (Григ), Е. Потапов (учитель музыки), И.Афремов (коммивояжер Паску), Ю.Селиванов (начальник станции), П.Селезнев(с удачной найденной фразой про билеты до Жировиц). По молодости лет не дотянул до «корифеев» Смильский (учитель). Итак, перед нами мелодрама, традиционно навязываемая сарапульскому зрителю меняющимися режиссерами. Которые, наверное, имеют смутное представление о вкусах сарапульского зрителя. Впрочем, не спорю, может кому-то из зрителей достаточно грустной повести о несостоявшейся любви, только мне первый акт показался длинным и скучным. Слушая скучную обычную перебранку на сцене, привычно форсированные «актерские» голоса «сарапульского» тембра, представляешь другие оттенки актерского мастерства, звезды, которых режиссер (и видеооператор) могли бы швырнуть в зрительный зал, окутать зрителей межзвездным пространством вселенной, заставить задуматься как в чеховском монологе «Люди, львы, орлы и куропатки…». И, может быть, показать портрет Иосифа Гехтера. Кстати, коли добрался театр и до румынского Чехова, может быть, когда-то доберется он и до Сарапульского Чехова – писателя Миловского? А как по-чеховски тонко можно было сделать этот спектакль!!! И вот узнаем, что награждены в Международный день театра медалью К.Станиславского корифей сцены народный артист Е.Е.Потапов и, как ни странно, режиссер И.Галкина. Для Потапова – заслуга долгожданная и оправданная. А новому режиссеру-женщине, которую мало знает сарапульский зритель, за какие заслуги и каким чудом вдруг досталась такая награда? Вот такой зритель Вернуться назад |