Главная > Православная страница > О почитании святых мощей

О почитании святых мощей


26-08-2010, 11:19. Разместил: VSYe
Издревле благоговейное почитание святых мощей стояло в числе важных обязанностей христианина. С первых времен христианства святые останки угодников Божиих христиане ставили выше и драгоценнее всех земных благ и сокровищ. Церковь Смирнская в Окружном послании о мученичестве святого Поликарпа свидетельствует, что кости его «драгоценнее золота и дорогих камней».
О почитании святых мощей

Драгоценны для нас мощи святых. Как в соединении с душой они были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с ней они остаются богатым вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. «Есть некая животворная и спасительная сила в телах праведников», - рассуждает святой Кирилл Иерусалимский, вспоминая из Священного писания эпизод, когда мертвец, брошенный на гроб пророка Елисея, возвратился к жизни чрез одно прикосновение к его костям.
Чудесны действия мощей в исцелении болезней и изгнании демонов. Святой Ефрем Сирин в Похвальном слове всем мученикам говорит: «Мертвые действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую вражию силу, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая в них все чудеса».
Исидор Пелусиот в одном письме к язычнику говорит: «Если тебе неприятно, что мы почитаем прах тел мученических, спроси тех, которые от них прияли здравие, и познай, сколько болезней они уврачевали».
Святые мощи благотворно действуют не только на тело, но и на душу. Составляя живительное врачевание от болезней телесных, они врачуют и недуги душевные. Святой Иоанн Златоуст в Похвальном слове святому Игнатию мощи его именует «драгоценным сокровищем, которое в очах прогневанного Бога искупает множество наших грехов. Если в прежнее время люди, совершившие чудные дела, призывали в помощь имена святых мужей Авраама, Исаака и Иакова и от одного воспоминания сих имен получали великую для себя пользу, умилостивляя ими Бога, то тем паче можем умилостивить Его мы, которые прибегаем не только к воспоминаниям имен, но и к самым телам, подвизавшимся за имя Божие».
«Бог, - поучает святой Иоанн Златоуст, - для того и оставляет нам тела святых, чтобы дать нам надежное прибежище и защиту против зла, отовсюду нас окружающего. Посему я призываю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком несчастии, или в глубине греховной, теките сюда с верою, вы получите помощь и с великою радостию возвратитесь отсюда».
Астерий, епископ Амасийский, в Похвальном слове мученикам говорит: «Угнетаемые несчастиями и бедствиями, как к безопасному прибежищу, спешат к тем местам, где покоятся мученики, и в своих молитвах и прошениях употребляют их ходатаями и посредниками по причине их беспредельной надежды на Бога. Оттого и бедность уничтожается, и болезни врачуются, и грозные начальники делаются милостивыми».
Не только для отдельных людей, но и для целых городов святые мощи служат сильной защитой и обороной против всех нападений вражьих. Святой Василий Великий в Слове на сорок мучеников, святые тела которых были рассеяны по областям Кесарии, свидетельствует, что «они, окружив страну подобно твердейшим башням, доставляют безопасность от набегов неприятельских». Евагрий повествует, что антиохийцы у императора Льва просили мощей святого Симеона Столпника таким образом: «Наш город не имеет стен; гневом Божиим они разрушены, поэтому мы желаем перенести сюда сие святое тело, чтобы оно нам было вместо стены и ограждения. Убежденный Лев согласился на их просьбу и оставил им святое тело».
Не только святые мощи оказывают благодатное сверхъестественное действие на верующих, но даже соприкасавшиеся с ними вещи. И это не может подлежать сомнению: известно, что платки и полотенца, бывшие на теле апостола Павла, исцеляли больных и изгоняли злых духов. Сама тень апостола Петра подавала исцеление больным и бесноватым.
Святой Григорий Нисский в Похвальном слове святому Мелетию свидетельствует, что платы с лица Мелетия верующие разделяли между собою и носили под одеждами. Блаженный Августин говорит, что полотна от святых мучеников Гервасия и Протасия в Медиолане даровали зрение слепому. А святой Амвросий, повествуя об обретении и чудесах мощей этих мучеников, говорит: «Вы узнали и даже сами видели, что многие очистились от демонов, многие исцелялись от болезней, как скоро касались руками одежды святых. Возобновились чудеса древнего времени, в которое через пришествие Господа Иисуса изливалась на земле обильнейшая благодать: вы видите, что многие получили здравие от одной тени святых тел. Сколь досточтимы одежды со святых останков, целебные по одному прикосновению! Все желают коснуться краев их, и кто прикоснется, будет здоров...»
Сознавая в святых мощах силу и присутствие Духа Божия, христиане с благоговением и любовью повергаются пред ними на землю, лобызают их, возносят к святым пламенные молитвы, умоляя ходатайствовать у Господа.
Святой Иоанн Златоуст, увещевая верных к подражанию мучеников, говорит: «Мы должны прославлять мученика не в сей только час, в который здесь находимся, но пусть каждый, отходя домой, возьмет святого с собой в свое сердце через воспоминание того, что о нем сказано».
Будем же и мы как можно чаще приходить в храмы, где покоятся святые останки, а еще чаще приводить себе на память их добродетели и совершенства, чтобы подражать им, или, лучше, образ их добродетелей да будет для нас постоянным и неизменным правилом жизни. Это будет честь, вполне достойная святых подвижников и их святых останков, которые предложены нам как незабвенный памятник славных добродетелей. «Бог, - говорит святой Иоанн Златоуст, - разделил с нами святых: Сам взял души, а нам даровал тела, чтобы святые их кости мы имели постоянным побуждением к добродетели».

Вернуться назад