Главная > Православная страница > НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ

НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ


28-01-2010, 00:05. Разместил: VSYe
«При реках Вавилона там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши - веселья: «Пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, - забудь меня, десница моя; прилъпни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «Разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошителъница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!»
30 января, 6 февраля и 13 февраля, за воскресным всенощным бдением, начало которого в 16 час, в храме исполняется трогательный и умилительный псалом «На реках Вавилонских». Верующие всегда особо ждут этих дней, но часто раздаются вопросы, для чего и почему исполняется это удивительное по духовной силе и красоте песнопение.
Все мы, как это не прискорбно звучит, находимся в греховном пленении. Греховное пленение - это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться. Это пленение грехом. Но хуже состояние, которое называется «страсть», - когда человек сознательно стремится всецело ко греху. Он не просто отдается ему, а отдается с наслаждением. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело. Поэтому лучше бить грех, когда он еще мал.
Вот памятуя об этом, в православной традиции накануне Великого Поста поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Это псалом, который рассказывает об Израиле, когда он был в Вавилонском плену - это VI-V века до Р.Х. И вот, когда израильтян увели в плен, дальше произошла вполне обычная история. Люди прижились - земля хорошая (в Междуречье земля плодородная), климат хороший, их там не сильно обижали, у каждого был свой участок земли. Они очень быстро занялись бизнесом, торговлей, очень быстро начали процветать. И, в общем, они начали забывать свою родину. Но мало того, что они начали забывать свою родину, они начали забывать Бога. И начали, как бы между делом, кланяться местным, языческим богам. И вот тогда Господь через пророков будит этот избранный народ от спячки: «Не спи! Пойми, ты здесь в плену, как бы тебе сладко здесь не было! Это не твоя земля. Не забывай Бога - у тебя другое призвание! Мессия должен к тебе прийти - Искупитель всех!» И вот тогда и рождается 136-й псалом:
«На реках Вавилонских там мы сидели и плакали, когда вспоминали о тебе, Иерусалим. Да забвенна будет десница моя, если я забуду тебя, Иерусалим. Да отсохнет язык мой, да прилъпнет он к гортани моей, если я не положу, Иерусалим, память о тебе в начале веселия моего. Помните, те, кто нас пленили, они подошли к нам и сказали: «Ну, спойте нам что-нибудь из ваших песен, спойте нам что-нибудь веселое». - «Как мы будем петь песнь Господню на земле чужой?» И затем этот плач изгнания кончается страшными словами: «Дщерь Вавилона окаянная! Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое. Блажен, кто сделает с тобою то, что ты сделала с нами. Блажен, кто помянет тебе день, когда ты разрушила наш Иерусалим. Блажен, кто возьмет младенцев твоих и разобьет их о камень!» Поразительная вещь: христиане готовятся к Великому посту - времени покаянного подвига, время прощения, примирения. И вдруг главное песнопение Церкви этих дней поет: «Блажен, кто возьмет младенцев твоих и разобьет их о камень!», но надо понимать именно духовный смысл этих стихов. Младенцы -это греховные помыслы. Мы с вами христиане, мы - это новый Израиль. Мы уведены в плен. Наш Иерусалим - это не тот Иерусалим, что стоит между Средиземным и Мертвым морем. Наш Иерусалим - это наше сердце. Потому что Иерусалим буквально означает «Град святой». Где Господь обитает, там Его святой Град. Апостол Павел говорит, что «Бог не в храмах рукотворенных живет». «Разве вы не знаете, что тела ваши - это храмы Духа, живущего в вас?» -пишет апостол Павел. Сердце человеческое - это храм. Там должен Господь царствовать! Там, внутри нас, Царствие Небесное должно быть!

Вернуться назад