Главная > Выставки > Музей истории религий и национальностей Прикамья приглашает на Круглый стол: «Мусульмане в истории Среднего Прикамья»

Музей истории религий и национальностей Прикамья приглашает на Круглый стол: «Мусульмане в истории Среднего Прикамья»


14-05-2018, 11:30. Разместил: VSYe
Музей истории религий и национальностей Прикамья приглашает на Круглый стол: «Мусульмане в истории Среднего Прикамья»15 мая 2018 г. в 11-00 в Музее истории религий и национальностей Прикамья (Удмуртская Республика, г.Сарапул, ул. Горького (Богоявленская) д.56) состоится Круглый стол «Мусульмане в истории Среднего Прикамья».
В работе Круглого стола примет участие Имам-хатыб мечети «Элеконд» г. Сарапула Дамир хазрат Халиков.

При выражении заинтересованности принять участие и/или выступить с докладом просьба связаться с организаторами: +79128552041 и E-mail: vsyerastov@yandex.ru.

Справка:
Распространение ислама в Прикамье относится к X вtre и связано с официальным его принятием Волжской Булгарией в мае 922 г. Применительно к Среднему Прикамью можно говорить о мирном, постепенном утверждении ислама посредством торговых контактов с соседними регионами. После распада Золотой Орды часть земель отошли Казанскому ханству (1436-1552 гг.), а южные районы платили дань Ногайской Орде. Население и того, и другого государственного образования в большинстве своем исповедовало ислам. Положение мусульман в Прикамье определялось общим направлением этноконфессиональной политики Российской империи. Власть в разное время старалась содействовать христианизации края не только кампаниями по сносу мечетей (Указ Сената от 23.08.1756 г.), запретом на обращение в мусульманскую веру россиян (Указ 1649 г., 1728 г., 1754 г.), требованием почитания христианства (Ст.1117 от 05.04.1685 г.), но и экономическими стимулами (закреплением земли за православными) (Ст. 1179 от 17.03.1686 г.). Конфессиональная политика Российской империи поддерживала сегментарность общества: государевыми распоряжениями инициировалось создание “чистых” деревень по конфессиональному признаку (Указы 1740, 1743, 1756 гг.). Несмотря на обилие разрешительных мер кон. XVIII – первой пол. XIX в. (открытие мусульманских учебных заведений, первые издания Корана, его переводы на русский язык), параллельно создавалась сеть миссионерских “противомусульманских” учреждений.
Местные власти всегда отмечали благонадежность и лояльность мусульманской общины (за исключением иностранных граждан – персидских и турецких подданных, выдворяемых из страны за шарлатанство, симуляцию и выпрашивание подаяния). После периода поиска оптимальных форм взаимодействия с религиозными общинами в Российской Империи после Октябрьской Революции власть переходит к репрессивным мерам. После 1917 г. в структуре ЦК, при обкомах партии начинают создаваться комиссии по борьбе с религией, перешедшие в активное наступление с кон. 1920-х гг. В нач. 1930-х гг. начались репрессии против мусульманского духовенства, видные деятели которого были расстреляны, а деятельность ряда мусульманских групп объявлена “антисоветской”. Однако религиозная обрядность мусульман оставалась на высоком уровне. В послевоенные годы применение прямых репрессий в отношении служителей культа и верующих сменилось экономическими и административными формами давления. При этом неофициально религиозным общинам была предоставлена относительная финансовая и экономическая самостоятельность.
К началу1990-х гг. началось возрождение прикамской уммы с учетом населения национальных республик Башкортостан и Татарстан титульные нации которых традиционно исповедует суннизм ханафитского мазхаба.

Вернуться назад