Главная > Выставки > Состоялось открытие выставки «Покровская ярмарка»

Состоялось открытие выставки «Покровская ярмарка»


4-04-2016, 12:03. Разместил: VSYe
Состоялось открытие выставки «Покровская ярмарка»31 марта 2016 г., Музей истории и культуры Среднего Прикамья открыл двери в мир сразу двух необыкновенных выставок мастеров декоративно-прикладного искусства. «Искусство четырех рек» — партнерский проект, ставший победителем V грантового конкурса «Музеи русского Севера». Проект прибыл в сарапульский музей по межмузейному российскому обмену выставками — в Коми-пермяцкий край отправилась музейная выставка «От пера до компьютера».
В реализации проекта «Искусство четырех рек» приняли участие 8 организаций, в том числе и Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка г. Кудымкара представляет четыре основных вида прикладного творчества единого этноса: ткачество, вязание, вышивка, художественная обработка бересты и дерева. Самобытные предметы художественного творчества, появились в результате 3 историко-этнографических экспедиций в 22 населенных пункта с компактным проживанием коми-пермяков. Искусство четырех локальных групп коми-пермяков: иньвенских, косинско-камских, зюздинских и язьвинских — 185 предметов впервые представлены жителям и гостям города Сарапула. Традиции и обряды народов нашли отражение в другом интересном проекте.
Русскими песнями ансамбля «Славяночка» была открыта выставка «Покровская ярмарка» — совместный проект Музея истории и культуры Среднего Прикамья и Дворца культуры «Электрон — Центр возрождения и развития национальных культур». Колоритная яркая ярмарка — макеты домов начала XX века, гобеленовые и керамические панно, тканые лоскутные и вышитые изделия, вятские традиционные сарафаны, сувенирные кожаные сапожки наряду с музейными предметами старины — пряничными досками, пасхальными формами, солонками, набойными тканями, костюмными комплексами. Умелое сочетание прошлого и настоящего, дали возможность по-новому взглянуть на жизнь наших предков, при этом сохранив живую связь времен. Современные мастера, воодушевляясь предметами искусства прошлых лет, нашли в них неисчерпаемый источник для вдохновения и создания своих неповторимых шедевров. Некоторые работы современного искусства были отмечены благодарностью Управления культуры и молодежной политики г. Сарапула. В свою очередь, музей не остался без внимания, как хранитель культурных ценностей он получил в подарок две деревянные скульптуры, изготовленные современным мастером Вострецовым В.А. и маслобойку привезенную из этнографической экспедиции. Один раз в год отдела Отдела ДПИиР МБУК «ДК Электрон-ЦВиРНК», также как специалиста Музея ищут и находят старинные изделия.
С приветственными словами выступили директор Музея истории и культуры Среднего Прикамия Сабина Креклина, начальник Управления культуры и молодёжной политики Игорь Манылов, руководитель Миссионерского отдела Сарапульской епархии Виктор Ерастов. В своем выступлении Виктор Сергеевич напомнил об истории рукоделия в Общине сестёр трудолюбия и Благовещенском монастыре города Сарапула и влиянии монастырских традиций шитья на прикладное искусство народов населяющих Прикамье. Обратил внимание на силуэты Петропавловской колокольни и Вознесенского собора в работах мастеров и возможности восстановления их реальных прототипов при совместной работе всех православных горожан. В завершении В.С. Ерастов пригласил всех горожан и гостей Сарапула на торжества освящения престола Благовещенской церкви 5 апреля и престольный праздник женского Благовещенского монастыря 7 апреля.

Справка:
Одним из преимуществ города Сарапула в ХVII – нач. ХХ века было наличие проведения ярмарок. И хотя по своему товарообороту Казанская ярмарка в Сарапуле уступала таким, как Ирбитская или крупнейшая в России – Нижегородская, в развитии нашего края она сыграла положительную роль. Основной площадью для ярмарки была Вознесенская. Она называлась так же Соборной и Базарной. Здесь проводилась ежегодная июльская Сарапульская Казанская ярмарка, приуроченная с проходящему Сарапульскому Казанскому крестному ходу с чудотворной иконой Святителя Николая из села Николо-Березовки которая славилась обувью, хлебом, лесом. Сарапул занимал первое место на всей территории Камы по торговле хлебом. Здесь активно торговали мануфактурой, колониальным товаром, бакалеей; паломники и купцы приезжали из На ярмарку приезжали торговцы из Москвы, Павловского завода, Владимирской, Пермской, Уфимской, Саратовской, Нижегородской, Казанской, Ярославской и других губерний. Кроме июльской Казанской ярмарки на Соборной (Вознесенской, Базарной) площади у Вознесенского кафедрального собора, дважды в неделю – во вторник и субботу (до 1861 года) устраивались базары. Проводились ярмарки и на площади перед Покровской церковью, они проходили осенью.
Купеческий город Сарапул был славен своими мастерами-ремесленниками. Архитектура города отличалась от других необычайным колоритом деревянных зданий. Мастера по дереву изготовляли резные наличники, подкорнизные доски и другие элементы декора экстерьера дома; резные ворота и др. Мастерству обучались в ремесленных школах и мастерских. В Сарапульском женском Благовещенском монастыре имелись школы и мастерские, которых обучались ткачеству, вышиванию, шитью, золотошвейному делу и др. Так, в 1898 года в городе была открыта Ремесленная школа имени Д.Г. Ижболдина по обучению кожевенному делу и сапожно-башмачному ремеслу.
Работали гончарные, черепичные и кирпичные предприятия, два пряничных завода. Печатные пряники печатали на тесте деревянными формами, так называемыми пряничными досками, которые искусно вырезали мастера. В Сарапуле игрушечное дело формировалось рядом с более значимыми ремеслами, производством мебели и посудой. Токарно-столярную посуду ремесленники расписывали. И все это многообразие продавалось на ярмарках.


Вернуться назад